Сентябрь 2018, стр. 79-82

УДК 165.12
DOI 10.25198/2077-7175-2018-9-79 
Елена Вадимовна Палей, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет»
e-mail: ev-paley@mail.ru 
ГЛОБАЛЬНОСТЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассматривается идея глобальности применительно к познавательным основаниям образования. Обосновывается мысль о том, что глобальность является одним из главных императивов любого образования, формирует специфическое отношение к знанию. Особое внимание автор уделяет трактовке глобальности как достижения цельности знания и связности содержания образования. Подчеркивается, что особую актуальность эти цели имеют для современного высшего (университетского) образования. Дается характеристика некоторым известным философским работам об университетском образовании в контексте присутствия там идеи глобальности, а также указывается на наличие соответствующих требований в государственных образовательных стандартах. Обосновывается возможность идеи глобальности как целостности в качестве практической познавательной установки в условиях развития информационного пространства и мозаичности современной научной картины мира.
Ключевые слова: познавательные основания образования, ценностные основания образования, идея глобальности, образовательное пространство, целостность знания, идея универсальности в познании. 
Литература
1. Бушуев, А.Б. Обучаемый эпохи масс-медиа / А.Б. Бушуев // Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Междунар. науч.-теор. конф. 28-31 октября 2015 года, Санкт-Петербург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». – Санкт Петербург, 2015. – С. 134-136.
2. Кларк, Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / Б.Р. Кларк. – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 360 с.
3. Левкина, А.О. Этические нормы гуманистического подхода к инновационному развитию общества / А.О. Левкина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 10. – С. 43-46.
4. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. – 160 с.  
5. Ньюмен, Дж.Г. Идея Университета / Дж.Г. Ньюмен. – Минск: БГУ, 2006. – 208 с.
6. Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета / Х. Ортега-и-Гассет. – Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 144 с.
7. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия [Электронный ресурс] / Х. Ортега-и-Гассет // Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/filosofia.txt – (дата обращения: 21.09.2018).
8. Палей, Е.В. Возможность университета: идея исключительности высшего образования в современном образовательном пространстве / Е.В. Палей // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». – 2017. – Т. 8. – Вып. 4. – С. 310-313. 
9. Палей, Е.В. «Оправдание невежества»: ценность знания и ее трансформации в современном образовании / Е.В. Палей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 11 (61). – Ч. II. – С. 160-163.
10. Шелер, М. Любовь и познание // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / М. Шелер. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. – С. 435-458.