УДК 332.14
Лев Исаакович Фишман, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета экономики управления и сервиса, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
e-mail.: l_fishman@mail.ru 
Михаил Юрьевич Иванов, доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
e-mail.: i500@rambler.ru 
СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ОПЫТ АНАЛИЗА
Актуальность исследования, результаты которого представлены в статье, определяется необходимостью повышения качества стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Целью работы являлось осуществление эмпирического анализа реальных стратегических документов органов местного самоуправления ряда российских регионов на предмет оценки их качества и выявления типичных дефектов. На основе разработанных в предыдущих исследованиях авторами методологических принципов построения муниципальных стратегий проведено эмпирическое исследование 100 стратегий социально-экономического развития муниципальных образований 26 субъектов РФ. Выявлены типичные дефекты стратегических документов. В большинстве случаев цели повышения качества жителей муниципалитета либо не формулируются, либо являются чисто декларативными или стоят в одном ряду с целями «экономического развития территории», которые могут быть исключительно средствами повышения качества жизни. Крайне низкой является достижимость поставленных в документах целей указанными в них средствами: во многих случаях вообще отсутствует описание средств достижения целей, происходит смешение целей  и средств, наблюдается постановка многочисленных задач, субъектами решения которых является не орган местного самоуправления, а субъекты, которые ему не подчиняются. В тех случаях, когда органы местного самоуправления ставят задачи перед собой, многие из этих задач являются чисто формальными или безответственными, а описываемые действия просто не могут обеспечить достижения целевых установок. Наконец, стратегии не предусматривают изменение управленческих механизмов органов местного самоуправления, которые бы могли обеспечить реализацию целевых установок. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке методических документов для органов местного самоуправления по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и для органов государственной власти субъектов РФ по сопровождению такой разработки.
Ключевые слова: стратегия, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, муниципальная стратегия.
Литература
1. Жилкин, С.Ф. Формирование системы стратегического планирования комплексного развития города: научные основы / С.Ф. Жилкин // Вестник СамГУ. – 2006. – № 8. – С. 60-73.
2. Крапивин, В.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере Нижегородской области): монография / В.А. Крапивин, П.П. Мирошкин. – Нижний Новгород: Изд-во «Пламя», 2012. – 166 с.
3. Ткачев, С.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований  в современных условиях / С.А. Ткачев, Е.В. Нестерова // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 16-24.
4. Тургель, И.Д. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона / И.Д. Тургель, В.Б. Батишевская // ЧиновникЪ. – 2004. – № 2. – С. 56-64. 
5. Фишман, Л.И. Содержательные аспекты разработки стратегий и проектов муниципальных органов управления образованием / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Самарский научный вестник. – 2017. – № 2 (19). – С. 258-265.
6. Dong, Q. Partial Privatization of State Holding Corporations / Q. Dong,  Juan Carlos Bárcena-Ruiz,  María Begoña Garzón // The Manchester School. – 2017. – Vol. 86. – pp. 119-138.
7. Ethiraj, S.K. Theory in strategic management / S.K. Ethiraj, A. Gambardella, C.E. Helfat // Strategic Management Journal. – 2018. – Vol. 5. – pp. 112-120.
8. Hitt, M.A. Relevance of strategic management theory and research for supply chain management / M.A. Hitt // Journal of Supply Chain Management. – 2011. – Vol. 47 (1). – pp. 9-13.
9. Horioka, C.Y. Corporate Cash Holding in Asia. / C.Y. Horioka, A. Terada-Hagiwara // Asian Economic Journal. – 2014. – Vol. 28. – pp. 323-345.
10. Ivanov, M. Mechanisms of monitoring efiiciency of the state executive autorities: Theory and practice / M. Ivanov // International Journal of Organization Leadership. – 2016. – Vol. 5. – pp. 76-86.
11. Ivanov, M. Practices of monitoring performance efficiency of the regional executive authorities / M. Ivanov // Acta Universitatis Nicolai Copernici. Zarządzanie XLII. – 2015. – Vol. 4. – pp. 8-22. 
12. Ivanov, M. Territorial system of education as a structure of holding type: questions of estimation of administrative body effectiveness / M. Ivanov // Przeglad Pravniczy, Ekonomiczny i Spolezny, Poznan. – 2013. – pp. 15-20.
13. Ramos-Rodríguez, A.-R. Changes in the intellectual structure of strategic management research: a bibliometric study of the Strategic Management Journal, 1980-2000 / A.-R. Ramos-Rodríguez, J. Ruíz-Navarro // Strategic Management Journal. – 2004. – Vol. 25. – pp. 981-1004.
14. Siegel, D.S. Strategic management theory and universities: An overview of the Special Issue / D.S. Siegel, S. Leih // Strategic Organization. – 2018. – Vol. 16. – pp. 6-11. 
15. Tuckman, B. Arbitrage With Holding Costs: A Utility-Based Approach / B. Tuckman, J. Vila // The Journal of Finance. – 1992. – Vol. 47. – pp. 1283-1302. 
16. Venkiteshwaran, V. Partial adjustment toward optimal cash holding levels / V.  Venkiteshwaran // Review  of Financial Economics. – 2011. – Vol. 20. – pp. 113-121.