УДК: 621.431.73
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-6-79

ПОВЫШЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ РУЛЕВЫХ РЕЕК ПУТЕМ КОРРЕКТИРОВАНИЯ ПЕРИОДИЧНОСТИ ЗАМЕНЫ МАСЛА

А. Д. Кустиков1, Н. А. Кузьмин2 , Г. В. Борисов3

Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия

1 e-mail: kustikov-ad@yandex.ru

2 e-mail: kuznntu@mail.ru

3 e-mail: bgv-nn@yandex.ru

Аннотация. На городских маршрутах снижение уровня долговечности работы агрегатов микроавтобусов обуславливается, прежде всего, частыми поворотами, остановками и последующим разгоном.

Инструкции заводов изготовителей по обслуживанию микроавтобусов не учитывают особенностей поперечных профилей маршрутов, при этом затраты пассажирских предприятий на различных маршрутах могут отличаться. Целью данной работы является снижение затрат на эксплуатацию подвижного состава за счет повышения долговечности рулевых механизмов микроавтобусов путем разработки организационно-технологических решений для технического обслуживания.

Свойства работающих масел агрегатов микроавтобусов заметно меняются в зависимости от времени и условий эксплуатации. В них накапливаются продукты окисления и дорожной пыли, в результате меняются их физико-химические показатели. В частности, в ту или иную сторону изменяется вязкость, содержание воды и абразивных частиц, что ведет к разрушению зубчатых передач и сальников.

Для уточнения процесса изменения свойств масла проведены контрольные заборы проб с последующим анализом. На основании полученных экспериментальных данных выявлены аппроксимируемые степенными функциями закономерности изменения массовой доли воды, количества и размеров механических примесей в маслах рулевых реек при работе микроавтобусов на городских маршрутах, позволяющие обеспечить своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту; уточнена математическая модель процесса изнашивания рабочих поверхностей зубьев реечного механизма, отражающая зависимость значений износов от значений пробегов городских микроавтобусов Ford Tranzit.

Проведенные исследования указывают на необходимость корректирования обслуживания рулевых механизмов микроавтобусов Ford Tranzit. Установлено, что к пробегу 75 000 км в масле массовая доля воды и абразивных частиц достигают критического значения, испытания на коррозию и совместимость с резиной масло также не выдерживает.

Одним из путей снижения затрат на ремонт представляется корректирование перечня технического обслуживания микроавтобусов, работающих на городских маршрутах. Для повышения долговечности предложен расчет периодичности замены масла. Критерием для формирования выборки наработок принимались значения массовой доли воды и механических примесей. В рамках подконтрольной эксплуатации установлено, что смещение периодичности замены масла позволяет снизить количество отказов реечных механизмов на 23 %.

Дальнейшим этапом научной работы является формирование базы данных городских маршрутов с различными профилями, уточнение модели износа с учетом количества нагружений на маршруте и создание автоматизированной системы выбора интервалов обслуживания агрегатов автобусов.

Ключевые слова: микроавтобус, городские маршруты, рулевая рейка, масло, загрязнения, дефект, периодичность обслуживаний.

Для цитирования: Кустиков А. Д., Кузьмин Н. А., Борисов Г. В. Повышение долговечности рулевых реек путем корректирования периодичности замены масла // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 6. — С. 79–87, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-6-79.