УДК: 334.021
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-6-40
ЭКСПОРТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРАКТИЧЕСКИЕ КЕЙСЫ ИЗ ФИНЛЯНДИИ И ГЕРМАНИИ
А. Б. Ильин
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия
e-mail: ilandeducation@yandex.ru
Ю. С. Сизова
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия
e-mail: Sizova.YS@rea.ru, ju-si@mail.ru
Аннотация. Предпринимательская деятельность как одно из ключевых направлений аккумуляции макроэкономической стабильности в стране в 2020 году столкнулась с непреодолимыми трудностями. Преодолеть эти трудности бизнес готов только при участии заинтересованных сторон в поддержке устойчивости субъектов предпринимательства. В первую очередь поддержка предпринимательства возлагается на органы власти, что уже осуществляется как в России, так и в других странах мира. На дальнейшее существование компаний будут влиять такие факторы, как отношение общества к бизнесу, а также непосредственно самих участников бизнеса — учредителей, собственников, сотрудников. Мы видим, что часть из них в условиях пандемии сталкивается с неопределенностью действий либо несогласием и непринятием ситуации с вынужденным простоем своего участия в бизнес-процессах фирмы. Поддержка предпринимательства, институты поддержки бизнеса, отношение к предпринимательской деятельности общества и стейкхолдеров формируются в такое понятие как «предпринимательская культура». Уровень ее развития будет зависеть, в том числе, от национальных культурных особенностей, что будет отражено в данном исследовании.
Цель: выделить параметрические дилеммы национальной предпринимательской культуры и оценить их реальные действия на примере стран Западной Европы.
Методы и методический аппарат исследования: модели предпринимательской культуры: культурные параметры Г. Хофстеде; модель развития межкультурной чувствительности М. Беннетта; параметры культуры Ф. Тромпенаарса и Ч. Хампден-Тернера; параметрические дилеммы национальной предпринимательской культуры Ю. С. Сизовой и А. Б. Ильина [6].
Основные результаты: определено понятие предпринимательской культуры; выделены модели предпринимательской культуры и определены ограничения их применения; представлены авторские дилеммы предпринимательской культуры и их применение в Финляндии и Германии, определены особенности предпринимательской культуры этих стран.
Научная новизна: применительно к вопросу исследования предпринимательской культуры определен комплекс элементов, который включает в себя параметрические дилеммы национальной предпринимательской культуры: «отсутствие поддержки государства — наличие поддержки государства»; «ограничения для предпринимателей-нерезидентов» — «нейтралитет для предпринимателей-нерезидентов»; «отсутствие институтов поддержки — наличие институтов поддержки»; «несоблюдение национальных особенностей ведения бизнеса — соблюдение национальных особенностей ведения бизнеса»; «отсутствие законов по поддержке предпринимательской деятельности — наличие законов по поддержке предпринимательской деятельности»; «отсутствие контроля бизнеса со стороны надзорных органов — наличие контроля бизнеса со стороны надзорных органов»; «неблагоприятная предпринимательская среда — благоприятная предпринимательская среда».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы предпринимательскими структурами разных уровней.
Ключевые слова: предпринимательство, экономика предпринимательства, предпринимательская культура, параметрические дилеммы культуры, предпринимательские риски.
Для цитирования: Ilin, A. B., Sizova, Yu. S. (2020) [Export of entrepreneurial culture: case studies from Finland and Germany]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 6, рр. 40–47. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-6-40.