УДК: 123.1
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-6-120

СООТНОШЕНИЕ СВОБОДЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ И СВЕТСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

И. А. Беляев

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

e-mail: igorbelyaev@list.ru

В. А. Гончарова

Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Россия

e-mail: v.a.goncharova@orgma.ru

А. М. Максимов

Оренбург, Россия

e-mail: maksimov_a_m@mail.ru

Аннотация. Свобода и независимость относятся к числу тех феноменов, исследование которых никогда не утрачивает актуальности. Мы полагаем, что в современных условиях уточнение соотношения соответствующих категорий может оказать существенную помощь людям в их духовном росте, выявлении путей к свободе и независимости. Именно этими обстоятельствами обусловлена цель работы, состоящая в исследовании соотношения свободы и независимости в христианстве и светской рациональной философии. Достижение поставленной цели потребовало применения диалектического подхода на основе широкого использование методов экстраполяции, анализа, сравнения и синтеза. Обращение к духовному наследию Августина Блаженного, Фомы Аквинского, игумена Филарета, А. И. Осипова, И. А. Ильина и др. позволили авторам в очередной раз убедиться в том, что христианство, имеющее истоки в общественных отношениях, не формирует у человека мнимых ценностей, не уводит его в мир иллюзий. В работе показано, что, согласно христианским представлениям, в основе свободы лежат вера и внутренняя духовная жизнь человека, которые он должен укреплять, постоянно апеллируя к божественным сущностям. Указывается, что суть христианского понимания свободы заключается в «способности самопроизвольно начинать состояние» и независимости воли от принуждения импульсами чувственности; данное обстоятельство, ссылаясь на И. Канта, отмечает Осипов. Независимость же, будучи производной от свободы, формируется также, как и она, на основе христианских ценностей и проявляется в стремлении человека оградить себя от дьявольского, злого и всего прочего, разрушающего его дух и плоть. Рассматривая особенности представлений о свободе и независимости в светской рациональной философии, авторы обращаются в первую очередь к марксистскому философскому наследию, к воззрениям Канта, Г. В. Ф. Гегеля и Д. В. Пивоварова. Делается акцент на особенностях, характерных для данных подходов. Марксистское видение обсуждаемой проблемы раскрывается посредством анализа критического отношения к религии, веры в пролетариат, коммунизм и будущее царство свободы, свойственных создателям и сторонникам соответствующего учения. При исследовании кантовского подхода внимание концентрируется на представлениях о взаимосвязях человека и Бога, на моральной стороне жизни людей. В диалектических воззрениях Гегеля посредством анализа истинного и неистинного отчуждения, освоения и отчуждения выявляются ключевые аспекты взаимоотношений свободы и независимости. В определении свободы Пивоварова, содержащем утверждение о беспрепятственном проявлении природы любой вещи, прослеживается характерная для всех представителей рационализма идея независимости как необходимого условия свободы. Результаты философского поиска авторов позволили убедиться в многомерности исследуемых категорий и в высокой значимости их осмысления применительно к поискам путей к свободе и независимости. Идеей, объединяющей рассмотренные варианты видения свободы и независимости, являются вера в силу человеческого разума, неприятие произвола, ориентация на высшие духовные ценности. В содержании статьи также показано, что осмысливаемая пара категорий хорошо работает как при философском, так и нефилософском постижении сущностей различных фрагментов бытия.

Ключевые слова: свобода, независимость, христианство, светская рациональная философия, соотношение категорий, разум, духовная жизнь человека.

Для цитирования: Беляев И. А., Гончарова В. А., Максимов А. М. Соотношение свободы и независимости в христианстве и светской рациональной философии // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2020. — № 6. — С. 120–128. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-6-120.