УДК: 656.132
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-5-74
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОЛИЧЕСТВА ЕДИНИЦ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ВАЛОВЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ
И. И. Любимов1, Н. Н. Якунин2, Н. В. Якунина3
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
1e-mail: lyubimovii@gmail.com
2e-mail: yakunin-n@yandex.ru
3e-mail: nat.yakunina56@yandex.ru
Аннотация. Автомобильный транспорт является важной отраслью народного хозяйства. Это обусловлено многими его преимуществами по сравнению с другими видами транспорта, прежде всего высокой мобильностью и способностью доставлять товары «до порога». Деятельность грузового автомобильного транспорта осуществляется в рамках двух основных групп. Первая группа — перевозки, осуществляемые по договорам между хозяйствующими субъектами, вторая — для удовлетворения собственных технологических потребностей хозяйствующих субъектов. Информацию по первой группе содержит официальная статистическая отчётность, по второй группе информация отсутствует. Такое положение приводит к невозможности объективной оценки влияния грузового автомобильного транспорта на социально-экономическое развитие регионов, вызывая неадекватные реакции в системах функционирования автомобильного транспорта, например, в сферах регулирования структуры грузового автомобильного транспорта и подготовки персонала. Этим обусловлена актуальность работы.
Целью работы является установление взаимосвязи количества подвижного состава грузового автомобильного транспорта и показателей валовых региональных продуктов (ВРП) с учётом частей валовых региональных продуктов по отраслям.
В качестве используемого подхода взята гипотеза о том, что: социально-экономическое развитие регионов невозможно без эффективно функционирующего грузового автомобильного транспорта; существующее официальное информационное сопровождение состояния и деятельности грузового автомобильного транспорта не позволяет объективно оценить его влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Методический аппарат исследования основан на применении положений системного анализа, методов математической статистики, в частности корреляционного и регрессионного анализа. В работе использована официальная статистическая информация Росстата о грузовых автомобильных перевозках, количестве грузовых автомобилей в регионах, валовых региональных продуктах и частей валовых региональных продуктов по отраслям.
Научная новизна исследования заключается в выявленной взаимосвязи между количеством грузовых автомобилей и валовыми региональными продуктами субъектов Российской Федерации, а также частями валовых региональных продуктов по отраслям, отличающаяся установлением общих и частных связей между экономическими и техническими показателями. Новизна исследования представляет собой инструментарий управления грузовыми автомобильными перевозками.
Практическая значимость исследования заключается в создании инструментария управления процессами эксплуатации автомобильного транспорта для регулирования структуры грузовых автотранспортных средств в соответствии с задачами развития регионов.
Направления дальнейших исследований состоят в применении приведённой методики к пассажирскому автомобильному транспорту для развития системы управления региональными транспортными системами.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, грузовые автомобили, валовый региональный продукт, эксплуатация автомобильного транспорта.
Для цитирования: Любимов И. И., Якунин Н. Н., Якунина Н. В. Результаты исследования взаимосвязи количества единиц подвижного состава грузового автомобильного транспорта и валовых региональных продуктов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 5. — С. 74–84, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-5-74.