УДК: 656.051
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-3-94
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ПРИ НАЛИЧИИ ПОВОРОТНЫХ ПОТОКОВ
О. С. Гасилова
Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Россия
e-mail: gasilovaos@m.usfeu.ru
М. В. Грязнов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия
e-mail: gm-autolab@mail.ru
О. А. Пыталева
Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Россия
e-mail: pytalevaoa@m.usfeu.ru
Аннотация. Настоящее исследование является итогом сотрудничества специалистов Уральского государственного лесотехнического университета и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Сопоставив результаты собственных независимо проведённых исследований, авторы пришли к выводу, что обеспечение безопасности дорожного движения на регулируемых пересечениях в средних и в больших городах имеет общую научно-методическую основу. Существующие методики расчёта длительности циклов светофорного регулирования направлены на обеспечение максимальной пропускной способности по всем направлениям движения на пересечении. Специалисты также исходят из того, что главное в определении длительности цикла светофорного регулирования – это обеспечение безопасности дорожного движения. Однако в современной научной литературе мало работ, посвящённых моделированию движения транспортных средств с условием безаварийного прохождения пересечения.
Цель настоящего исследования состоит в разработке методического инструментария по обеспечению безопасности дорожного движения на регулируемых пересечениях при наличии поворотных потоков путём совершенствования организации движения автомобилей. Основными результатами, имеющими научную новизну, являются:
– факторы, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения на пересечениях при наличии поворотных потоков;
– математическая модель движения транспортных средств на пересечении, определяющая дистанцию между автомобилями, обеспечивающую безопасность;
– методика обеспечения безопасности дорожного движения на регулируемых пересечениях при наличии поворотных потоков, основанная на предложенной математической модели движения транспортных средств.
Статья написана по материалам автореферата диссертации Гасиловой О .С., а также отчёта о НИР по проведению мониторинга дорожного движения на сети дорог в границах Магнитогорского городского округа. В процессе исследований авторами доработана методика визуализации результатов учёта интенсивности транспортного потока на городской дорожной сети, экспериментально подтверждено влияние замедления транспортного потока на длительность основных тактов преодоления автомобилями пересечения, структурирована математическая модель движения транспортных средств на пересечении, что обеспечивает возможность автоматизации расчётов.
Результаты исследования достигались анализом нормативно-технической и научной литературы, натурными наблюдениями за транспортными потоками по городской дорожной сети, статистической обработкой натурных данных, математическим моделированием движения транспортных средств.
Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении развития методологии обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта по дорожной сети с регулируемыми пересечениями, а также развития интеллектуальных систем управления дорожным движением.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, регулируемое пересечение, организация дорожного движения, минимально безопасное расстояние, дорожно-транспортное происшествие.
Для цитирования: Гасилова О. С., Грязнов М. В., Пыталева О. А. Обеспечение безопасности дорожного движения на регулируемых пересечениях при наличии поворотных потоков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 3. – С. 94–106. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-3-94.
Литература
- Андронов Р. В., Елькин Б. П., Гензе Д. А. Понятие затора и формирование очередей на регулируемом пересечении в условиях плотного транспортного потока // Научно-технический вестник Поволжья. – 2015. – № 1. – С. 39–41.
- Витолин С. В. Влияние изменений интенсивности дорожного движения на качество функционирования проблемных регулируемых перекрестков // Надежность и качество сложных систем. – 2018. – № 3 (23). – С. 159–166.
- Гасилова О. С., Бородулин И. В., Старков В. В. Анализ интенсивности движения транспортных средств в местах разделения транспортных потоков // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2022. – № 2 (76). – С. 250–254. – https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2022.2.76.050. – EDN: KRGJGD.
- Гасилова О. С. Нахождение минимально безопасного расстояния между прямолинейно движущимися транспортными средствами на регулируемых пересечениях // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. – 2017. – № 4. – С. 49–63. – https://doi.org/10.15593/24111678/2017.04.04. – EDN: YLBFCT.
- Дрю Д. Р. Теория транспортных потоков и управление ими / Пер. с англ. Е. Г. Коваленко и Г. Д. Шермана; Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. П. Бусленко. – М.: Транспорт, 1972. – 424 с.
- Наумова Н. А., Домбровский А. Н., Данович Л. М. Метод управления светофорной сигнализацией в условиях функционирования интеллектуальных транспортных систем // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9–1. – С. 64–68. – EDN: ZHVMAJ.
- Пугачев И. Н., Шешера Н. Г., Каменчуков А. В. Совершенствование методов оценки качества и безопасности дорожного движения: монография. – Хабаровск : Изд-во «Тихоокеанский государственный универ¬ситет», 2018. – 160 с.
- Chang T. H., Lin J.-T. (2000) Optimal signal timing for an oversaturated intersection, Transportation Research Part B: Methodological, Vol. 34, No. 6, pp. 471–491. – https://doi.org/10.1016/S0191-2615(99)00034-X. (In Eng.).
- Gorev A., Gasilova O., Sidorov B. (2021) Prerequisite for accident-free traffic at signal-controlled intersections. Architecture and Engineering. Vol. 6. № 1. рр. 73–80. – https://doi.org/10.23968/2500-0055-2021-6-1-73-80.
- Highway capacity manual 2010 // Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA. 2010. pp. 17–25. (In Eng.).
- Karmanov D., Zakharov D., Fadyushin A. (2018) Evaluation of changes in traffic parameters for various types of traffic signal regulation. Transportation research pro-cedia. рр. 274–280. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.082.
- Morozov V., Iarkov S. (2018) The application of lane occupancy parameter for solving tasks of traffic management. Transportation research procedia. рр. 520–526. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.141.
- Novikov A., Novikov I., Shevtsova A. (2019) Modeling of traffic-light signalization depending on the quality of traffic flow in the city. Journal of Applied Engineering Science. Vol. 17. № 2, pp. 175–181. – https://doi.org/10.5937/jaes17-18117.
- Pistsov A., Zakharov D. (2021) Analysis of methods of providing public transport priority in cities. WIT Transactions on the Built Environment. 27. Сер. «Urban and Maritime Transport XXVII». рр. 291–298. – https://doi.org/10.2495/UT210241.
- Webster F. V., Wardrop J. P. (1962) Capacity of Urban intersection. Traffic Eg-ging and Control, Vol. 4. № 4, рр. 17–21. (In Eng.).
- Zakharov D. A., et al. (2018) Simu-lation modeling of traffic for various types of traffic lights regulation in conditions of intensive traffic of vehicles. Journal of mechanical engineering research and devel-opments. Vol. 4. № 4. рр. 58–61. – https://doi.org/10.26480/jmerd.04.2018.58.61.