УДК: 629.083: 62-272.22
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-48

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИСПЫТАНИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРУЖИН

Н. А. Землянушнов1, Н. Ю. Землянушнова2

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1e-mail: nikita3535@mail.ru

2e-mail: zemlyanushnova@rambler.ru

Аннотация. Актуальность исследования определяется развитием технологий, позволяющих восстанавливать эксплуатационные параметры пружин, используемых на автомобильном транспорте, добиваясь увеличения долговечности узлов и агрегатов в устройство которых они входят. Представлена общая структурная схема методов исследования совершенствования технологии восстановления автомобильных пружин. Для технологической операции растягивания пружин необходимо применение устройства для растяжения пружин. Известные устройства не нашли широкого применения в условиях авторемонтных предприятий. Недостатком рассмотренного устройства для растяжения пружин является сложность конструкции и ограниченность его использования для растяжения пружин, имеющих различную геометрию. Цель данной работы — совершенствование устройства для растяжения пружин. Предложена конструкция устройства, основанная на использовании установочных баз и принципиальной схемы известного устройства. В предлагаемой конструкции устройства трудоёмкие в изготовлении Т-образные пазы, служащие для осуществления контакта опорных роликов с резьбовой оправкой перемещением люнета и контакта ролика с витком пружины перемещением головки заменены соответственно на нетрудоёмкие в изготовлении овальные отверстия в основании люнета и на перемещаемую в отверстии головки вилку. Конструкция устройства пригодна для растягивания пружин с иными шагом витков и внутренним диаметром, для чего следует изготовить соответствующие гайку с резьбовой оправкой и кольцом и ролик для прижима пружины, не изготавливая устройство вновь, что даёт экономический эффект. Изготовлено и испытано устройство для растяжения пружин. По результатам испытаний высота пружин при растяжении увеличена в среднем на 4,9 мм. Таким образом, для выполнения последующих после растягивания технологических операций восстановления силовых и геометрических параметров внутренних пружин клапанов автомобилей ВАЗ обеспечен припуск 6,5 мм. Предложенная конструкция устройства рекомендуется при проектировании и изготовлении устройств для восстановления параметров крупных пружин, используемых на автомобильном транспорте, например, пружин подвески.

Ключевые слова: восстановление и испытание пружин, устройство для восстановления пружин, технология восстановления пружин.

Благодарности. Работа выполнена при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 26 января 2021 года № 54, проект СП-3658.2021.1).

Для цитирования: Землянушнов Н. А., Землянушнова Н. Ю. Модернизация и испытание устройства для восстановления автомобильных пружин // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 3. — С. 48–61. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-48.