УДК: 7.01:130.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-3-91

ИДЕЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ

Г. Г. Коломиец1, Я. В. Парусимова2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1e-mail: kolomietsgg@yandex.ru

2e-mail: yanaparusimova@mail.ru

Аннотация. Обращение к проблеме полифункциональности искусства вызвано современной пост-постмодернистской ситуацией в области философского и культурологического знания, которое поставило проблему понимания сущности искусства и его бытия. Выявилось стохастическое состояние, неопределенность в виду преображений самого искусства, идущего не только по следам меняющегося на глазах мира, но и предвосхищающего цивилизационные сдвиги, угадывающего множество вероятностей и возможностей в культурном движении человечества. В этой связи целью статьи выступает переосмысление проблемы полифункциональности искусства и выдвижение идеи полифункциональной сущности искусства в проблемном поле эстетики. Искусство рассматривается авторами с точки зрения аксиологического подхода как эстетический способ бытия в мире человека, как ценностное взаимодействие человека с миром, как фактор конструирования ценностным сознанием новых смыслов и значений. В статье утверждается полифункциональная сущность искусства, проистекающая, по мнению авторов, из разнообразия интерпретаций самого понятия «искусство» в истории эстетической мысли и современном дискурсе, благодаря многоаспектности его проявлений в жизненном мире человека. Проанализировав разнообразные подходы к пониманию искусства, и следуя феноменологической методологии, а также онтологическому методу и аксиологическому подходу, авторы пришли к выводу, что дефиниции не отвечают на вопрос «что есть искусство?», они скорее говорят о том, «для чего искусство?». Другими словами, определяется не «чтойность», а «что это значит». Отмечается, что, признанные в эстетике такие ведущие функции, как эстетическая, коммуникативная, гармонизирующая, преобразующая являются преобладающими на определенных этапах культуры, но они есть отдельные функции искусства, не исчерпывающие всей полноты полифункциональной сущности, идейной целостности искусства в культуре. Указывается, что на современном этапе всё острее проявляются черты открытости, изолированности, «атомарности» коммуникативного дискурса, ведущие к изменению моделей функций искусства, определяя проблематичность эстетической «сверхфункции» искусства в продвижении цивилизационно-культурного пространства. Идея полифункциональной сущности искусства предполагает специфическую форму мысленного освоения полифункцио¬нальности искусства, является принципом объяснения бытия искусства и включает процесс дальнейшего поиска дефиниции искусства на основе его многозначного бытия в культуре.

Ключевые слова: искусство, функции искусства, полифункциональная сущность искусства, эстетика, философия искусства, философия культуры.

Для цитирования: Коломиец Г. Г., Парусимова Я. В. Идея полифункциональной сущности искусства как проблема современной эстетики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 3. — С. 91–99. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-3-91.