УДК: 338.46
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-3-31

ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Н. А. Восколович1, Р. И. Юнусов2

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

1e-mail: voskolovitch@mail.ru

2e-mail: russel_best@mail.ru

Аннотация. Вовлеченность населения в массовый спорт – залог укрепления здоровья, повышения средней продолжительности жизни и популяризации здорового образа жизни. Действующие социальные программы в области физкультуры и спорта направлены на рост вовлеченности в спорт населения различных возрастных групп. Тем не менее, в настоящее время в России существует проблема падения интереса к спортивным занятиям и снижения доли людей, занимающихся каким-либо видом спорта в общей совокупности лиц, способных вести активный образ жизни. Это требует выявления «провалов» вовлеченности населения в спортивные занятия и обоснования мер по их преодолению, что стало основной целью данного исследования. В статье представлены результаты проведенного авторами анализа с использованием материалов Росстата по Комплексному наблюдению условий жизни населения, обобщен отечественный и зарубежный опыт мероприятий по повышению вовлеченности населения в занятия спортом. В качестве методического инструментария использованы: метод группировок по различным социально-экономическим признакам, сравнительный анализ, международные сопоставления. Полученные результаты анализа свидетельствуют о том, что наименее вовлеченными в активный массовый спорт оказываются две группы людей: молодежь после окончания учебных заведений, где спорт входил в учебную программу, и люди старших возрастных групп, способных по состоянию здоровья вести активный образ жизни, но из-за инфраструктурной и ценовой недоступности не занимающихся спортом. В ходе анализа также выявлена недостаточная мотивация к активным спортивным занятиям. Проведенное авторами исследование позволило обосновать целесообразность расширения государст- венно-частного партнерства, социального предпринимательства в сфере массового спорта, стимулирования притока частных инвестиций посредством налогово-кредитных преференций, маркированных налогов, введения налоговых вычетов для физических лиц на суммы, израсходованные на оплату занятий спортом, что ослабит нагрузку на фонд обязательного медицинского страхования, активизации социальных проектов в сфере спорта для людей с ограниченными физическими возможностями, популяризации массового спорта и спортивных мероприятий средствами социальной рекламы. Необходим комплексный подход к решению проблемы повышения вовлеченности российского населения в регулярные занятия спортом.

Ключевые слова: массовый спорт, вовлеченность населения в спортивные занятия, здоровый образ жизни, спортивная инфраструктура, налоговые преференции, социальная реклама.

Для цитирования: Восколович Н. А., Юнусов Р. И. Проблемы вовлечения российского населения в занятия спортом // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 3. – С. 31–41. DOI: 10.25198/2077-7175- 2020-3-31.