УДК: 338.24
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-1-29
EDN: CIOMAM

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

И. С. Калганов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: igkal87@mail.ru

Аннотация. Цифровая трансформация современной экономики заключается во внедрении сквозных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества и в сектор государственного управления. Реализация проектов цифровизации процессов предоставления государственных услуг предполагает необходимость разработки измеряемых и верифицируемых показателей, анализ которых позволяет оценить полученный результат и внести коррективы в состав реализуемых мероприятий. В настоящее время существуют различные подходы к оценке эффективности функционирования электронного правительства и государственных услуг в цифровой форме. Однако постоянные изменения в характере административных процессов требуют совершенствования используемых методик, что определяет актуальность темы исследования. Целью исследования является проведение сравнительного анализа результатов процессов цифровизации сектора государственного управления в Российской Федерации и в зарубежных государствах с использованием Индекса развития электронного правительства. В ходе исследования поставлены и решены следующие задачи: определено содержание электронного правительства и выделены четыре направления его развития (электронные услуги, электронное управление, электронная демократия, электронная коммерция); выявлены особенности методики расчета Индекса развития электронного правительства, проведен анализ изменений позиции Российской Федерации и ряда зарубежных государств в мировом рейтинге; выявлены причины изменения позиций отдельных государств в мировом рейтинге в период с 2002 по 2022 годы; определены ограничения в применении используемых подходов к оценке эффективности электронного правительства. Определены составляющие Индекса развития электронного правительства, который представляет собой интегральную величину средневзвешенного трех нормализованных агрегатов, включающих агрегированный показатель: телекоммуникационной инфраструктуры; человеческого капитала; онлайн услуг. Проведен сравнительный анализ указанных агрегаторов в Российской Федерации и в ряде зарубежных стран, результаты которого могут использоваться при разработке проектов цифровизации административных процессов. Полученные результаты могут стать отправной точкой для разработки адаптированных к особенностям сектора государственного управления в Российской Федерации и российских регионах инструментов оценки результатов цифровизации государственных услуг.

Ключевые слова: цифровизация государственного управления, электронное правительство, цифровые государственные услуги, административные процессы, Индекс развития электронного правительства, показатели эффективности процессов цифровизации.

Для цитирования: Калганов И. С. Оценка результатов функционирования электронного правительства и цифровизации государственных услуг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 1. – С. 29–41. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-1-29.


Литература

  1. Афанасьев Р. С., Богданов Л. Н. Российские инновации в секторе государственного управления в международном контексте // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 6–2. – С. 35–42. – https://doi.org/10.34755/IROK.2019.31.81.005. – EDN: VTAWNK.
  2. Барабашев А. Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 3. – С. 163–194. – EDN: WMQQAN.
  3. Брюйн Ханс де. Управление по результатам в государственном секторе / пер. с англ. И. Попеско, О. Синицыной. – M.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. – 188 c. Габазова Я. Д., Голева Г. А. Международная оценка развития электронного правительства в Российской Федерации (на примере индекса развития электронного правительства OOН) // Молодой исследователь Дона. – 2017. – № 5(8). – С. 170–177. – EDN: ZMQMOF.
  4. Габуев С. В. Эффективность политического управления в контексте внедрения «электронного правительства» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2018. – Т. 24, № 3. – С. 169–188. – https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-3-169-188. – EDN: UXOUVC.
  5. Глазьев С. Ю. Стратегическое планирование как интегративный элемент в системе управления развитием // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 3 (69). – С. 14–19. – https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-3-69-14-19. – EDN: AOJQPU.
  6. Гребер Д. Утопия правил: о технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии. Пер. с англ. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 224 с.
  7. Добрынин Н. М. Вновь к вопросу о государственном суверенитете и новой геополитике: аксиология права и размышления автора // Государство и право. – 2019. – №5. – С. 41–53. – https://doi.org/10.31857/S013207690004859-6. – EDN: ZIJINN.
  8. Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2021. – 320 с.
  9. Иванова М. В., Якимчук Н. Н. Реинжиниринг административных процессов в органах государственной власти субъекта Федерации (опыт Ленинградской области) // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1 (54). – С. 143–153. – https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.54.151. – EDN: CFCXPA.
  10. Купряшин Г. Л., Шрамм А. Е. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 84. – С. 256–276. – https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-84-256-276. – EDN: VFWOEX.
  11. Леонтьева Л. С., Романченко М. К. Трансформация репутационного капитала региона и власти Российской Федерации в условиях изменения политической ситуации в мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 4. – С. 23–34. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-23. – EDN: BOHNYX.
  12. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. – 2011. – Т.5, № 2. – С. 4–15. – EDN: NURGNP.
  13. Смотрицкая И. И., Черных С. И., Сазонова Е. С. Концепция публичного управления в контексте долгосрочных целей новой экономической политики // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – №4. – С. 60–76. – https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_4_60_76 – EDN: QDPCPH.
  14. Тагаров Б. Ж. Анализ современного состояния электронного правительства в России // Креативная экономика. – 2018. – Т. 12, № 4. – С. 447–458. – https://doi.org/10.18334/ce.12.4.39008 – EDN: XOBLSP.
  15. Трахтенберг А. Д. Электронное правительство: стимул для трансформации государства или институциональный миф? // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2013. – № 3(118). – С. 101–109. – EDN: RSYWQH.
  16. Швецов А. Н. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России. Статья 4. Современные ИКТ в деятельности российских органов власти: преобразят ли они государственное и муниципальное управление? // Российский экономический журнал. – 2011. – № 3. – С. 21–45. – EDN: PFTXWP.
  17. Heeks R. (2003) Most eGovernment-for-Development Projects Fail: How Can Risk be Reduced? IGovernment Working Paper Series. № 14. Available at: https://www.researchgate.net/publication/281562385_Most_eGovernment-for-development_projects_fail_How_can_risks_be_reduced. (accessed: 12.11.2023). (In Eng.).
  18. Litvinova T. N. (2018) Development of e-govement in Russia: problems and prospects. Journal of law and administration Vol. 3, No. 48. pp. 60–68. – https://doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-60-68 – EDN: PMKLHT.
  19. Montagna J. M. (2005) A Framework for the Assessment and Analysis of Electronic Government Proposals. Electronic Commerce Research and Applications. Vol. 4, No. 3. Pp. 204-219. Available at: https://www.researchgate.net/publication/223031917_A_framework_for_the_assessment_and_analysis_of_electronic_government_proposals. (accessed: 12.11.2023). (In Eng.).