1, 2019, стр. 90-96

УДК 653.13                                                          DOI: 10.25198/2077-7175-2019-1-90

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Д.Х. Нестеренко

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

e-mail: nyrgalieva_dina7129@mail.ru 

Аннотация. Актуальность темы. Существенное отставание темпов развития улично-дорожной сети в городах от темпов автомобилизации обуславливает нарастание проблемы исчерпанности пропускной способности. Наличие этой проблемы указывает на необходимость изучения направлений её преодоления. Одним из таких направлений является совершенствование структуры автотранспортных потоков.

Теоретико-методический подход базируется на утверждении, что в случае пассажирских автомобильных перевозок улично-дорожная сеть предназначена не столько для перемещения по ней автомобилей, сколько для перемещения по ней пассажиров с использованием автомобилей. Автомобиль при таком подходе выполняет некую промежуточную функцию. В работе использованы положения теории пассажирских автомобильных перевозок, теории транспортных процессов и систем, математической статистики, натурных исследований.

Объект исследования – процесс перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Предмет исследования – закономерности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Цель – повышение пропускной способности улично-дорожной сети на основе управления структурой пассажирских автотранспортных средств в потоках.

Результатами исследования установлено, что за счёт повышения активности использования населением городского пассажирского автомобильного транспорта уменьшаются загруженность улично-дорожной сети и время движения транспортных средств по участку. Результаты исследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями, органами управления пассажирскими перевозками при разработке мероприятий по совершенствованию транспортного обслуживания населения, организации перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок.

Ключевые слова: пассажирские автомобильные перевозки, скорость транспортного потока, время движения, пассажиропоток.

Литература 

1. Алексиков, C.B. Повышение пропускной способности городских дорог на основе оценки скоростного режима транспортных потоков / C.B. Алексиков, С.В. Волченко // Дороги и мосты: сб. статей. – 2013. – № 30/2. – С. 237-249.

2. Вельможин, А.В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, А.В. Куликов, А.А. Сериков. – Волгоград: ВолгГТУ, 2002. – 256 с.

3. Волченко, С.В. Исследование затрат времени на транспортные передвижения жителей города Волгограда / С.В. Волченко // Повышение долговечности транспортных сооружений и безопасности дорожного движения: материалы Всероссийской научно-практической конференции 15-16 мая 2008 г., Казань / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. Образования «Казанский гос. архитектурно-строительный ун-т». –  Казань, 2008. – С. 74-77.

4. Игнатов, А.В. Совершенствование управления перевозками с учетом риска возникновения транспортного затора на улично-дорожной сети города: автореферат дис. ... канд. техн. наук : 05.22.10 / Игнатов Антон Валерьевич. – Волгоград, 2015. – 18 с.

5. Рихтер, К.Ю. Статистические методы в транспортных исследованиях / К.Ю. Рихтер. – Москва: Транспорт, 1992. – 72 с.

6. Спирин, А.В. Повышение качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам совершенствованием организационно-функциональной структуры перевозчика: дисс. … канд. техн. наук / А.В. Спирин – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. – 160 с.

7. Якимов, М.Р. Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города: автореф. дис... д-ра. техн. наук: 05.22.01 / Якимов Михаил Ростиславович. – Москва, 2011. – 46 с.

8. Моделирование структуры пассажирских автотранспортных потоков с использованием показателя динамического габарита пассажира / Н.В. Якунина, Д.Х. Нургалиева, С.В. Легащёв, Д.С. Мухамедов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2015. – № 4. – С. 140-145. 

9. Якунин, Н.Н. Исследование направлений повышения привлекательности услуг пассажирского транспорта / Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина, Д.Х. Нестеренко // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы XIII Международной научно-практической конференции 15-17 ноября 2017 г., Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбургский гос. ун-т, Междунар. ассоциация автом. и дор. образования, Уральское межрегион. отделение Рос. академии транспорта. – Оренбург, 2017. – С. 311-314.

10. Якунин, Н.Н. Структурный анализ транспортной подвижности городского населения / Н.Н. Якунин, Д.Х. Нургалиева // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Международной научно-практической конференции 2-3 декабря 2015 г., Омск / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сибирская гос. автомобильно-дорожная академия». – Омск, 2015. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD75.pdf – (дата обращения 10.01.2019).

Информация об авторе:

Нестеренко Дина Халиловна – аспирант, направление подготовки 23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия