УДК 338.24                                             DOI: 10.25198/2077-7175-2019-1-25

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЛЯЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.А. Левенцов

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: monbar@mail.ru 

Аннотация. Сущностная характеристика реляций. Систематизированы общие подходы к анализу реляций. Реляционные отношения во многом определяют неформальные договоренности между акторами взаимодействия. Это обусловлено направленностью отношений на высоко специфические активы, альтернативное использование которых невозможно. Целесообразно использовать инструментальную рациональность реляций, направленную на анализ выполнения намеченных целей: отношения обеспечивают безопасность, а не экономическую эффективность.  

Методология. Методологические основы реляционных отношений составляют реляционная теория, ресурсная теория системной организации экономики и теория трансакционных издержек. 

Ключевые категории. Анализируются важнейшие категории реляций: объект реляции, реляционное пространство, портфель реляций, реляционная рента, реляционная стратегия. Предложена дефиниция «душа» реляции, включающая подсистемы функций, интенций, экспектаций, аттракций. При формировании реляционных межфирменных отношений автором предложено использовать категории «комплементарности» и «безопасности» взаимодействий. 

Результаты исследований. Позволяют сформировать теоретико-аналитическую базу формирования реляционных стратегий предприятий промышленности. Полученные результаты предназначены для использования специалистами в области экономики предприятия, теории организации. 

Ключевые слова: предприятие, реляционные отношения, комплементарность, безопасность.