УДК 33.330.101.54                                        DOI: 10.25198/2077-7175-2019-1-18

МЕТОДОЛОГИЯ ПАРАДИГМ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОРПОРАТИВНОГО РОСТА

С.С. Кузьмин

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: sskuzmin@gmail.com 

Аннотация. Обосновывается возможность использования методологии парадигм для анализа развития научных представлений о закономерностях корпоративного роста, а также определяются основания трех доминирующих парадигм ¬– каузальной парадигмы, парадигмы результатов роста и процессной парадигмы. Предлагается систематизация теорий и моделей корпоративного роста на основании выделения их существенных признаков, составляющих ядро каждой из парадигм, рассматривающих организации как механические или органические системы. Определено, что каузальная парадигма роста базируется на механистических представлениях об организации и задаче отыскания причинно-следственных отношений (законов), обеспечивающих рост, парадигма результатов роста объединяет теории  и модели роста, исследующие жизненный цикл организаций и изменения, которые происходят на разных его этапах, концепции процессной парадигмы роста рассматривают организацию как сложную, самоорганизующуюся систему, исследуют возникающие в результате роста организационные изменения.

Ключевые слова: парадигмы, корпоративный рост, модели организационного роста, механистические и органические организации, системный подход.