УДК: 629.11: 621.3
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-51
EDN: QQPHCZ

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Абдулло Мамадамон
Таджикский технический университет имени академика М. С. Осими, Душанбе, Республика Таджикистан
e-mail: mamadamonabdullo@gmail.com

Аннотация. Мировой рынок электромобилей стремительно растёт. Основной мотивацией перехода на этот инновационный вид автотранспорта являются, прежде всего, снижение воздействия на окружающую среду, экономия эксплуатационных расходов, возможность использования новых технологий и прочее. Конечно, развитие электромобилей, как и других отраслей, не обходится без проблем. В рамках данной работы исследована методика определения оптимальных вариантов зарядной инфраструктуры для электромобилей, которая является ключевым фактором для повсеместного использования электромобилей. Цель исследования заключается в определении оптимального варианта мобильных зарядных станций (МЗС) для условий Таджикистана на основе сравнительного анализа основных показателей: стоимость, масса и ресурс. Для проведения исследования использовался метод сравнительного анализа по таким показателям, как стоимость, масса и ресурс. Исследование выявило, что МЗС на базе автономных генераторов с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) превосходят другие варианты по всем параметрам. Однако стоит помнить, что такие МЗС наносят значительный вред окружающей среде и требуют постоянное топливное обеспечение. Оптимальным вариантом является совместное использование литий-ионных аккумуляторов с автономным генератором, солнечной батареей или ветроэлектрической установкой. Учитывая, что МЗС зачастую используются в стационарных условиях, предлагается начать с создания МЗС с автономным генератором и свинцово-кислотными аккумуляторами или гибридным вариантом. В долгосрочной перспективе необходимо постепенно переходить на совместное использование гибридных установок на базе литий-ионных аккумуляторов в сочетании с ДВС, солнечными батареями или ветроэлектрическими установками. Практическая значимость исследования заключается в создании стабильной и экономически эффективной инфраструктуры для зарядки электромобилей, включая использование альтернативных источников энергии в Таджикистане, что способствует повышению мобильности, экономическому развитию и экологической устойчивости региона. Развитие инфраструктуры электромобилей будет способствовать росту рынка электромобилей и, в свою очередь, развитию смежных секторов экономики, таких как туризм, электроснабжение отдалённых сёл и геологоразведка.

Ключевые слова: электромобили, зарядная инфраструктура, мобильная зарядная станция, аккумулятор, прицеп с аккумулятором.

Благодарности. Статья публикуется в рамках реализации Программы развития электротранспорта в Республике Таджикистан на 2023–2028 годы. Автор выражает благодарность редакции журнала и рецензентам статьи.

Для цитирования: Абдулло Мамадамон Технико-экономический анализ применения мобильных зарядных станций для электромобилей в условиях Республики Таджикистан // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 51–63. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-51.


Литература

  1. Анализ технического уровня разработок в области мобильных зарядных установок для электротранспорта / А. Р. Сафин [и др.] // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2023. – Т. 25, № 3. – С. 55–64. – https://doi.org/10.30724/1998-9903-2023-25-3-55-64.
  2. Горбунова А. Д., Анисимов И. А. Научное обоснование расположения зарядных станций для электромобилей // Прогрессивные технологии в транспортных системах : Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Оренбург, 20–22 ноября 2019 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет». – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2019. – С. 158–162.
  3. Горбунова А. Д., Анисимов И. А. Формирование потока требований на восстановление заряда тяговой аккумуляторной батареи электромобилей при использовании городской зарядной инфраструктуры // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 113–124. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-4-113. – EDN: XIFGVE.
  4. Изучение конструктивных особенностей мобильных установок заряда электротранспорта для разработки эскизной конструкторской документации / А. Р. Сафин [и др.] // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2021. – Т. 13, № 3(51). – С. 15–24.
  5. Моделирование работы оборудования мобильной зарядной установки для заряда электротранспорта с целью подтверждения соответствия группам климатического и механического исполнения / Т. И. Петров [и др.] // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. – 2022. – Т. 25, № 4. – С. 365–377. – https://doi.org/10.21443/1560-9278-2022-25-4-365-377.
  6. Муханова П. П. Аппаратно-программный комплекс для контроля и диагностирования мобильных зарядных станций большой мощности с имитацией режимов работы электромобилей // Диспетчеризация и управление в электроэнергетике : Материалы XVII Всероссийской открытой молодежной научно-практической конференции, Казань, 20–22 октября 2022 года / Редколлегия: А.Г. Арзамасова (отв. редактор). – Казань: ООО «Издательство Фолиант», 2022. – С. 191–194.
  7. Орлов А. А., Нестеренко Г. А. Мобильные зарядные станции // Актуальные вопросы энергетики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 25–26 мая 2023 года / Редколлегия: П. А. Батраков (отв. ред.) [и др.]. – Омск: Омский государственный технический университет, 2023. – С. 33–35.
  8. Сагинов Ю. Л., Пищикова О. В. Электромобильность: старые барьеры и новые драйверы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14, № 3. – С. 827–842. – https://doi.org/10.18334/epp.14.3.120605.
  9. Сазонов С. Л., Чэнь Сяо Опыт Китая по развитию технологий производства аккумуляторов и инфраструктуры заправочных станций для электромобилей // Транспорт на альтернативном топливе. – 2018. – № 3(63). – С. 39–51.
  10. Тягунов М. Г., Шуркалов П. С. Эффективность использования установок на основе возобновляемых источников энергии для зарядки электромобилей на территории России // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. – 2015. – № 10–11. – С. 107–117. – https://doi.org/10.15518/isjaee.2015.10-11.011. – EDN: UCRCNF.
  11. Afshar S., et al. (2020) A literature review on mobile charging station technology for electric vehicles In 2020 IEEE transportation electrification conference & expo (ITEC). – P. 1184–1190. (In Eng.).
  12. Arhun S. (2018) Projects and models of solar charging stations for electric cars. Bulletin of Kharkov National Automobile and Highway University –No. 80. – P. 45. – https://doi.org/10.30977/BUL.2219-5548.2018.80.0.45. (In Eng.).
  13. Chakraborty P., et al. (2020) P2c2: Peer-to-peer car charging. In 2020 IEEE 91st Vehicular Technology Conference (VTC2020-Spring). – pp. 1–5. – https://doi.org/10/1109/VTC2020-Spring48590.2020.9128955. (In Eng.).
  14. International Energy Agency (2024) Global EV Outlook 2024: Moving towards increased affordability. Available at: https://iea.blob.core.windows.net/assets/a9e3544b-0b12-4e15-b407-65f5c8ce1b5f/GlobalEVOutlook2024.pdf (In Eng.).
  15. Hooftman N., et al. (2018) In-life range modularity for electric vehicles: The environmental impact of a range-extender trailer system. Applied Sciences (Switzerland). –Vol. 8. – No. 7. – P. 1016. – https://doi.org/10.3390/app8071016. (In Eng.).
  16. Ibragimov B., Rashidov A. (2022) Opportunities for the development of electric vehicles in the republic of Uzbekistan and features of their maintenance. Science and Innovation. –Vol. 1. – No. 8. – pp. 24–32. (In Uzbek.).
  17. Jeon S., Choi D. H. (2021) Optimal energy management framework for truck-mounted mobile charging stations considering power distribution system operating conditions. Sensors. – Vol. 21. – No. 8. – P. 2798. – https://doi.org/10.3390/s21082798. (In Eng.).
  18. Safin A. R., et al. (2022) Study of design features of mobile charging units for electric transport for development of sketch design documentation. Power engineering: research, equipment, technology. – Vol. 23. – No. 5. – pp. 100–114. – https://doi.org/10.30724/1998-9903-2021-23-5-100-114. (In Eng.).
  19. Sales L. E., et al. (2020) Probabilistic Analysis based on Steady-state Voltage Level Compliance Indicators for LV Distribution Networks with High PV and EV Penetration. 2020 IEEE PES Transmission & Distribution Conference and Exhibition-Latin America (T&D LA). – pp. 1–6. – https://doi.org/10/1109/TDLA47668.2020.9326191. (In Eng.)