Сентябрь 2018, стр. 44-50

УДК 332.1
Лидия Сергеевна Леонтьева, доктор экономических наук, профессор кафедры регионального и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 
e-mail: lldom@mail.ru  
Валентина Павловна Дудяшова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления,  ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет (КГУ)»
e-mail: dvp1@kostroma.ru 
Марина Алексеевна Снурницына, начальник отдела кадров, Образовательная организация высшего образования (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)»
e-mail: sm13m@yandex.ru 
САМООБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ НА МЕЗОУРОВНЕ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена влиянием человеческого капитала на конкурентоспособность региона. Цель статьи – обосновать Самообучающийся регион (СОР) как инновационную стратегию управления.  В рамках настоящего исследования были поставлены и решены следующие задачи: обосновать состав индикаторов, позволяющих оценить соответствие территории СОР; выявить территории, соответствующие стратегии СОР, а также территории, обладающие потенциалом для принятия стратегии СОР; предложить мероприятия по развитию стратегии СОР в практической деятельности. В рамках настоящего исследования была предложена классификация индикаторов, оценивающих соответствие территории СОР; индикаторы инновационного развития были сгруппированы для оценки основных и вспомогательных индикаторов.  Ведущим методом исследования является метод бенчмаркинга. Экспертным путем были определены нижние пороговые значения по индикаторам, проведен анализ по 85 субъектам Российской Федерации.
Как результат – были выявлены инновационные субъекты РФ, по каждому региону определены сферы, соответствующие инновационной стратегии. Предложены мероприятия по развитию стратегии СОР в регионе.
Материалы статьи могут быть использованы для оценки соответствия регионов стратегии СОР, оценки сфер регионов стратегии СОР. Для определения регионов с потенциалом и отстающих регионов. Результаты можно использовать для корректировки стратегии развития на макро-, мезо-  и микроуровнях.
Ключевые слова: самообучающийся регион, инновационные технологии, человеческий капитал, инновационная стратегия развития территории, индикаторы инновационного развития.
Литература
1. Бортник, И.М.  Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / И.М. Бортник, В.Г. Зинов, В.А. Коцюбинский, А.В. Сорокина // Инновации. –  2013. – № 11 (181). – С. 2-13.
2. Креативный город [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ehronika.com/2012/04/07/креативный-город-перспектива-2/ – (дата обращения: 2.09.2018).
3. Литвак, Б.Г. Япония: управленческий прорыв / Б.Г. Литвак. – Москва: Экономика, 2009. – 127 с. 
4. Литвинова, Н.П. Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России: Информационно–аналитический журнал Аккредитация в образовании [Электронный ресурс] / Н.П. Литвинова. – Режим доступа: http://www.akvobr.ru/obuchenie_vzroslyh_v_evrope_azii_rossii.html – (дата обращения: 2.09.2018).
5. Макарычев, А.С. Проектные сети, трансферт знаний и идея «обучающегося региона» [Электронный ресурс] / А.С. Макарычев // ProetContra. – 2003. – Том 8. – № 2. – С. 32-49. – Режим доступа: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2003/2/ProEtContra_2003_2_03.pdf – (дата обращения: 2.09.2018).
6. Найман, Е.А. Становление концепции «обучающегося региона» в западной науке / Е.А. Найман // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 1 (9). – С. 81-91.
7. Обучающийся регион как мировой феномен [Электронный ресурс] / А.В. Крупкин, Н.П. Литвинова, В.В. Маркушева, Л.А. Иванова. –  Режим доступа:  http://oldsite.despb.com/2007/05/blog-post_1.html – (дата обращения: 2.09.2018).
8. Обучающийся регион: образование для всех поколений  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ibb.by/sites/default/files/obr_obuchayushchiesya_region.pdf – (дата обращения: 2.09.2018).
9. Овруцкий, А.В. Личность, экономика, общество: креатив и креативность / А.В. Овруцкий // Психология в экономике и управлении. – 2010. – № 1. – С. 13-21.
10. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. – 108 с.
11. Постникова, Е.А. Новейшие тенденции регионального развития: некоторые фрагменты / Е.А Постникова, Е.А. Шильцин // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 3. – С. 67-86.
12. Семкина, Т.В. Концепция обучающегося региона как основа стратегии регионального развития [Электронный ресурс] / Т.В. Семкина, Я.А. Захарова // Сборник научных трудов Вестник НТУ «ХПИ».  – 2012. – № 15. – С. 96-103. – Режим доступа: http://archive.kpi.kharkov.ua/View/20524/ – (дата обращения: 2.09.2018).
13. Снурницына, М.А. Методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучающегося региона [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – Том 7. – № 3. – Режим доступа:  http://naukovedenie.ru/PDF/146EVN315.pdf – (дата обращения: 2.09.2018).
14. Снурницына, М.А. Методика оценки инновационной ориентированности региона [Электронный ресурс] / М.А. Снурницына // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10766 – (дата обращения: 2.09.2018).
15. Снурницына, М.А. Самообучающийся регион как мировой феномен / М.А. Снурницына // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и сотрудников Академии МУБиНТ / Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ). – Ярославль,  2015. – С. 334-343.
16. Структура ВВП России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php – (дата обращения: 2.09.2018).
17. Торопов, Д.А. Особенности распространения образовательных инноваций в Германии [Электронный ресурс] / Д.А. Торопов // Электронный научно-практический журнал «Инноватика в образовании». – ИнИДО РАО. – 2013. – Режим доступа: http://invobr.ru/index.php?newsid=10 – (дата обращения: 2.09.2018).
18. Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. № 2227-р) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru – (дата обращения: 2.09.2018).
19. Этцковиц, Г. Территория инноваций: к теории основанного на знаниях регионального развития [Электронный ресурс] / Г. Этцковиц, М. Клофстен. – Режим доступа: http://www.fridas.ru/_files/The_innovating_region.doc%E2%80%8E – (дата обращения: 2.09.2018).
20. Guilford, J.P. Three faces of intellect // American psychologist. – 1959. – Vol. 14. – Vol. 8.
21. Longworth, N. Learning Cities, Learning Regions, Learning Communities: Lifelong Learning and Local Government [Электронный ресурс] / N. Longworth. – N.Y.: Routledge. – 2006.  – Режим доступа: http://www.longlearn.org.uk/book4.html – (дата обращения: 2.09.2018).