УДК: 656.02
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-8-80
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ В РАМКАХ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ НА БАЗЕ ВРЕМЕННОГО И БУФЕРНОГО ИНДЕКСОВ
Р.Н. Горбунов1, З.В. Горбунова2, В.С. Колчин3
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия
1e-mail: gorbunow@list.ru
2e-mail: flocean@mail.ru
3e-mail: kolchin@istu.edu
Аннотация. В связи с растущим уровнем автомобилизации при сохранении пропускной способности действующих автомобильных дорог, а также в связи с необходимостью проектирования и строительством новых, вопрос об оценке качества и надежности организации дорожного движения становится всё более актуальным. Развитие техники и технологий геоинформационных систем позволяет оптимизировать сбор и обработку данных о фактическом состоянии и функционировании улично-дорожных сетей.
Целью работы является подготовка методики оценки качества обслуживания на базе временного и буферного индексов, рассчитанных на основании данных, поступающих с навигационного оборудования.
В основу предложенных методик лег практический опыт, накопленный при сборе и обработке информации, поступающей с навигационного оборудования в виде треков.
Для оценки временного и буферного индексов на основании данных, поступающих с навигационного оборудования был использован двухэтапный подход. На первом этапе выбираются оцениваемые участки, определяются их границы и координаты, а также периодичность замеров. На втором этапе происходит отбор, обработка и по возможности восстановление данных, соответствующих критериям, определенным на первом этапе.
Анализ описания функционирования сервиса «Яндекс.Пробки», использующего данные, поступающие с навигационного оборудования, показал аналогичный подход к сбору и обработке информации и как следствие возможность использования предоставляемый данным сервисом данных для оценки временного и буферного индексов. В результате была предложена методика расчета временного и буферного индексов на основе данных сервиса «Яндекс.Пробки», позволяющая производить оценку качества обслуживания в рамках улично-дорожной сети или её части.
Предложенная методика позволяет рассчитать временной и буферный индексы, а также оценить качество обслуживания на основании данных, поступающих непосредственно от участников дорожного движения, без использования автомобиля-лаборатории, тем самым значительно снижая трудоемкость и стоимость сбора и обработки данных.
Дальнейшая работа должна быть направлена на апробацию данной методики и определение весовых коэффициентов для оценки качества облуживания в рамках улично-дорожной сети или её части. Кроме того, важнейшим направлением исследований должна стать экономическая оценка потерь, вызванных заторами, на основании временного и буферного индекса.
Ключевые слова: временной индекс, буферный индекс, уровень обслуживания, мониторинг дорожного движения, улично-дорожная сеть.
Для цитирования: Горбунов Р. Н., Горбунова З. В., Колчин В. С. Методика оценки качества обслуживания в рамках улично-дорожной сети на базе временного и буферного индексов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – №8. С. 80-86. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-8-80.