УДК: 629.331
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-8-145

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ, ВОССТАНОВЛЕННОГО ПОСЛЕ РЕМОНТА КУЗОВА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

И.Х. Хасанов1, В.И. Рассоха2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1e-mail: hasanovilgiz1@yandex.ru

2e-mail: cabin2012@yandex.ru

Д.Г. Неволин

Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия

e-mail: innotrans@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования определяется важностью профилактических мероприятий, направленных на увеличение срока службы кузова легкового автомобиля. Целью исследования является обоснование использования одного из возможных способов защиты лакокрасочного покрытия отремонтированного кузова автомобиля в процессе его эксплуатации. Рассмотрены основные повреждения кузовов легковых автомобилей, проанализированы причины их возникновения. Анализ показал, что наиболее распространёнными среди повреждений и причин разрушений кузовов легковых автомобилей являются износы и некачественный ремонт, в особенности - связанный с восстановлением лакокрасочных покрытий кузова. Произведён анализ дефектов ремонтного лакокрасочного покрытия кузовов в процессе эксплуатации. К основным эксплуатационным повреждениям лакокрасочных покрытий отремонтированных кузовов легковых автомобилей относятся: вздутие лакокрасочного покрытия, износ краски, отклонение цвета детали из-за царапин, отпечатки на влажной краске, слишком мягкое покрытие, пятна от смолы и битума, царапины в результате механических повреждений, царапины от мойки. Представлены эскизы исследованных дефектов и указаны причины их возникновения. Большинство дефектов отремонтированных кузовов возникли в период первых недель эксплуатации, предположительно, вследствие недостаточной твёрдости лакокрасочного покрытия, вызванного либо различными погрешностями в технологии ремонта, либо ранней послеремонтной эксплуатацией при не полностью отвердевшем лакокрасочном покрытии. Проведено исследование твёрдости защитного покрытия отремонтированного кузова согласно ГОСТ Р 54586-2011 (ИСО 15184:1998). Выдвинуто предположение о необходимости защиты лакокрасочного покрытия восстановленного кузова легкового автомобиля в начальный послеремонтный эксплуатационный период. Проанализированы современные способы защиты лакокрасочного покрытия кузова и, с использованием априорного ранжирования факторов, выявлен наиболее эффективный среди них – метод нанесения латексной плёнки, обладающий следующими основными преимуществами: малая толщина, различная цветовая гамма, нанесение методом распыления, отсутствие следов при демонтаже, исключение повреждения лакокрасочного покрытия; невысокая стоимость нанесения. Предлагаемый метод защиты лакокрасочного покрытия кузовов транспортных средств, восстановленных после ДТП, позволит снизить риск возникновения дефектов в процессе эксплуатации, увеличит срок службы кузовов, улучшит качество предоставляемых услуг по кузовному ремонту на автосервисных предприятиях.

Ключевые слова: автомобиль, эксплуатация автомобиля, кузов, техническое состояние, лакокрасочное покрытие, твёрдость, дефект.

Для цитирования: Хасанов И. Х., Рассоха В. И., Неволин Д. Г. Анализ способов защиты лакокрасочного покрытия, восстановленного после ремонта кузова легкового автомобиля. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. - №8. – С. 145-152. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-8-145.