УДК 642.5
Татьяна Федоровна Мельникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга коммерции и рекламы, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
e-mail: tatena-melnikova@yandex.ru 
Елена Генриховна Кащенко, доцент кафедры маркетинга коммерции и рекламы, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
e-mail: gordik947@mail.ru 
Дария Мидихатовна Нигматулина, студент факультета экономики и управления, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
e-mail: nigmatulinadaria@mail.ru 
МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. ОРЕНБУРГА
Общественное питание – важная отрасль сферы услуг, эффективность которой демонстрирует социально-экономическое положение страны. Успех предприятий на рынке во многом зависит от выбранной ценовой политики, уровня цен и грамотного маркетингового анализа. Ценообразование на предприятиях общественного питания считается наиболее сложным. Связано это с тем, что в деятельности этих предприятий сочетаются такие функции, как производство и продажа продуктов питания как собственного производства, так и покупных товаров, а также оказание услуг населению в удовлетворении их потребностей в питании в недомашних условиях. В связи с этим, проведение маркетингового анализа цен в отрасли является актуальным. 
Цель статьи заключается в исследовании состояния рынка общественного питания города Оренбурга и проведении анализа установленных цен.
В исследовании были использованы методы теоретического и прикладного характера: системный анализ, опрос, SWOT-анализ, обобщение и интеграция результатов.
В статье представлен анализ таких показателей, как оборот общественного питания, его динамика, динамика среднедушевых доходов населения. Проведен SWOT-анализ потенциала общественного питания Оренбургской области, в результате которого были выявлены сильные и слабые стороны. При существующих угрозах для отрасли в области есть такие возможности, как использование систем автоматизации, повышение квалификации персонала, применение современных информационных технологий и другие. 
Также рассмотрен географический диапазон расположения заведений, применяемые ценовые стратегии и средние цены на самые популярные услуги на предприятиях различного типа: бизнес-ланч, кофе на вынос, значения среднего чека.
Практическая значимость статьи заключается в возможности использовать результаты для дальнейших исследований в области маркетинга и анализа рынка общественного питания Оренбургской области.
Ключевые слова: цена, общественное питание, ценовая стратегия, ценообразование, маркетинговый анализ.
Литература
1. Ахмадеева, О.А. Тенденции развития рынка общественного питания в России / О.А. Ахмадеева, А.И. Идрисова // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 483-486.
2. Богомолова, В.Г. SWOT-анализ: теория и практика применения / В. Г. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 17. – С. 57-60.
3. Боровских, Н.В. Региональный рынок общественного питания: анализ и перспективы развития / Н.В. Боровских // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2017. – № 2. – С. 71-75.
4. Дубинский, Н.В. Политика и стратегия ценообразования на предприятии / Н.В. Дубинский // Финансовый директор. – 2016. – № 6 (162). – С. 13-21. 
5. Исаенко, А.В. Маркетинговый анализ деятельности предприятий общественного питания / А.В. Исаенко, Е.В. Чурсина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 2. – С. 59-67.
6. Кустова, И.А. Маркетинговый анализ предприятий общественного питания / И.А. Кустова, О.Ю. Кривенко, Н.В. Макарова // Сборник: Инновационные технологии в пищевой промышленности Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016. – С. 80-83. 
7. Медведева, О.М. Формирование критериев конкурентоспособности предприятия общественного питания / О.М. Медведева, А.С. Попова // Практический маркетинг. – 2016. – № 2. – С. 18-23.
8. Плотникова, Н.К. О некоторых методах ценообразования на предприятиях общественного питания / Н.К. Плотникова // Научный вестник МГИИТ. –  2014. – № 1 (27). – С. 55-60. 
9. Рахмангулова, А.Ф. Ценовая политика предприятия как один из инструментов комплекса маркетинга // А.Ф. Рахмангулова // Экономика и социум. – 2014. – № 4 (13). – С. 567-570.
10. Hume, L. Changes in pricing policies / L. Hume // Bond buyer. – 2004. – Vol.  350. – pp. 1-2.