УДК: 657.1:338.47
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-7-90

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАТРАТАХ НА КАЧЕСТВО УСЛУГ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ СЧЕТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

З.С. Туякова1, Т.В. Черемушникова2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1e-mail: 5607tz@bk.ru

2e-mail: cheremushnikovatv@mail.ru

Аннотация. Развитие цифровой экономики невозможно без широкого использования услуг связи, на рынке которых в последние годы произошел ряд качественных изменений: увеличились темпы развития рынка услуг, ужесточилась конкуренция, повысились требования к уровню качества предоставления услуг со стороны пользователей, имеющих возможность выбора поставщиков услуг. Успешное функционирование телекоммуникационных компаний в этих условиях возможно только на основе повышения качества услуг связи, для достижения которых компании вынуждены осуществлять значительные суммы затрат на эти цели. Поэтому актуализируется данное исследование, направленное на формирование информации о затратах на качество в разрезе отдельных бизнес-процессов, позволяющее контролировать уровень этих затрат и оценить вклад каждого бизнес-процесса в общий результат работы организации в области качества. Цель. Анализ современных подходов к обобщению учетной информации о затратах на качество и обоснование авторской позиции по структурированию расходов на качество услуг связи на счетах управленческого учета телекоммуникационной компании. Систематизация этих расходов необходима для повышения оперативности и обоснованности принимаемых решений тактического и стратегического характера в области управления затратами и качеством услуг связи. В статье использован комплекс существующих базовых методов исследования (анализ и синтез, классификация и группировка, сравнение, индукция и дедукция); а также такие элементы метода бухгалтерского управленческого учета, как система счетов для целей управления, оценка и калькуляция, управленческая отчетность и новый порядок распределения затрат в разрезе бизнес-процессов, рассмотренный на примере телекоммуникационной деятельности. Для оценки затрат на качество услуг связи обоснована группировка информации о таких затратах в разрезе отдельных бизнес-процессов телекоммуникационной компании. Изложен авторский подход к отражению в управленческом учете затрат на качество с использованием новых субсчетов первого и второго порядка в составе счета 30 «Затраты на качество услуг связи». Разработаны методические предложения по идентификации и распределению затрат на качество услуг связи в разрезе бизнеспроцессов по оказанию услуг связи. Обоснована поэтапная последовательность ведения учета затрат на качество услуг с выделением четырех групп затрат и детализацией состава этих затрат; введены указанные выше новые счета и разработан формат Отчета о затратах на качество, использование информации позволяет определить основные направления для улучшения и совершенствования деятельности телекоммуникационных компаний. Область применения результатов. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть рекомендованы к использованию в управленческом учете телекоммуникационных компаний, применяться в учебном процессе вузов при преподавании учетно-аналитических дисциплин, а также для дальнейшего развития теории и методики управленческого учета как подсистемы современного бухгалтерского учета. Результаты исследования показали, что в современной учетной практике деятельности коммерческих организаций в целом и телекоммуникационных компаний в частности, отсутствует комплексная процедура, регламентирующая порядок формирования информации о затратах на качество в условиях внедрения процессно-ориентированного подхода. Сделан вывод о том, что наиболее полная характеристика затрат на качество услуг связи возможна на основе использования трех субсчетов первого порядка и четырех субсчетов второго порядка в составе счета 30, на которых собирается информация о затратах на обеспечение качества, повышение качества и управление качеством. Рекомендации и предложения, разработанные в процессе исследования данной статьи, существенно восполняют пробел в методическом обеспечении процесса стандартизации управленческого учета на уровне отрасли и на уровне субъектов бизнеса в телекоммуникационной сфере экономики.

Ключевые слова: управленческий учет, качество услуг связи, затраты, телекоммуникационные компании, бизнес-процессы, счета управленческого учета.

Для цитирования: Туякова З. В, Черемушникова Т. В. Формирование информации о затратах на качество услуг связи в системе счетов управленческого учета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 7. – С. 90-97. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-90.