УДК: 338.1
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-7-52

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОСТИ

С.Г. Камолов1, Д.А. Миракова2

Московский государственный институт международных отношений МИД России, Москва, Россия

1 e-mail: skamolov@yahoo.com

2 e-mail: damirakova@gmail.com

Аннотация. Актуальность исследования тенденций коммерциализации космической деятельности, обусловлена развитием новых магистральных направлений в сфере освоения космоса (upstream и downstream), изменением роли стран-членов «космического клуба» и появлением на мировом космическом рынке новых игроков. Цель исследования заключается в выявлении характерных черт и особенностей стратегий различных стран по коммерческому использованию космоса, обобщении зарубежного опыта разработки и применения механизмов привлечения частных инвестиций в космическую отрасль, а также в систематизации данных о коммерческих запусках спутников и группировки новых стран-участниц космической деятельности в соответствующие категории на основе анализа статистической информации. Изучение этих аспектов необходимо для последующего учета при разработке отечественного законодательства по регулированию частного предпринимательства в космической сфере. В рамках статьи предлагается авторская классификация стран, занимающихся освоением космического пространства. Основным методом исследования процесса коммерциализации космической деятельности является комплексный анализ статистических данных запусков космических летательных аппаратов с учётом показателей объёмов бюджетного финансирования космических проектов и программ в зарубежных странах, сравнительная оценка государственных подходов к коммерческому использованию космоса, а также результатов взаимодействия частного и государственного секторов в космической деятельности. В рамках данной статьи также использовались сравнительно-правовые методы исследования и синтез. Научная новизна проведенного исследования состоит в развитии методологии изучения процессов коммерциализации космоса и развития мирового рынка космических услуг. В результате исследования формулируется вывод о том, что страны, которые впервые выходят на мировой рынок космических услуг приоритетно развивают коммерчески ориентированные технологии, включая производство нано- и микроспутников, разработку инновационных систем дистанционного зондирования Земли и предоставление услуг спутниковой связи. Авторы подчеркивают особую значимость частных инвестиций для развития космической отрасли России и указывают на необходимость развития коммерциализации космической деятельности в связи с ее колоссальным экономическим потенциалом. Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в целях разработки стратегии использования космического пространства в коммерческих целях на российских предприятиях ракетно-космической отрасли, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Материалы данной статьи представляют интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников органов государственной власти, заинтересованных в изучении вопросов, связанных с коммерциализацией российского космоса.

Ключевые слова: мировой космический рынок, коммерциализация космоса, новые космические державы, космическая деятельность, венчурное финансирование, космические стартапы.

Для цитирования: Камолов С. Г., Миракова Д. А. Коммерциализация космической деятельности: ключевые тренды современности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 7. – С. 52-63. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-52.