УДК: 629.33
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-7-129

ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИНДУКТОРНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ АВТОМОБИЛЕЙ

А.В. Пузаков1, О.В. Юсупова2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1e-mail: and-rew78@yandex.ru

2e-mail: yusupova_olesya@bk.ru

Аннотация. Актуальность проблемы диагностирования генераторов вызвана недостаточной информативностью существующих методов диагностирования. Автомобили могут оснащаться индукторными генераторами, в которых возникают преимущественно электрические неисправности. Современные исследования посвящены рассмотрению неисправностей выпрямительного блока, в то время как неисправностям обмоток индукторных генераторов уделено недостаточное внимание. Цель статьи заключается в повышении информативности диагностирования индукторных генераторов на основе совместного использования двух диагностических параметров: температуры и выходного напряжения. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является физическое моделирование неисправностей (обрыв и замыкание обмотки возбуждения, обрыв фазы статора, межвитковое замыкание фазы статора, межфазное замыкание обмотки статора, замыкание фазы статора на корпус) путем принудительного увеличения (уменьшения) электрического сопротивления обмоток индукторного генератора. Для определения температуры генератора он выводился на установившийся тепловой режим в течение 20 минут. Физическое моделирование позволило установить границы возникновения и развития электрических неисправностей в значениях структурных и диагностических параметров. Установлено, что температура генератора при возникновении неисправностей может на 10–15 °С превысить нормативную, а выходное напряжение снизиться до величины 7–9 В уже при работе генератора без нагрузки. Для оценки ресурса работы индукторных генераторов использована степень работоспособности, обусловленная разностью текущего и предельного значений диагностического параметра. Итоговая оценка работоспособности генератора является средним арифметическим по двум диагностическим параметрам. Изменение выходного напряжения оказывает большее влияние на степень работоспособности индукторного генератора. По мере увеличения превышения температуры и снижения выходного напряжения степень работоспособности уменьшается, свидетельствуя о возникновении неисправностей индукторного генератора. Научной новизной можно считать экспериментально обоснованные закономерности, отражающие связь между структурными и диагностическими параметрами индукторных генераторов. Практическая значимость проведенных исследований заключается в повышении достоверности диагностирования индукторных генераторов и эффективности эксплуатации автомобилей за счет снижения простоев в ремонте. Дальнейшие исследования позволят учесть остальные неисправности индукторных генераторов и разработать практические рекомендации для внедрения предложенного метода диагностирования.

Ключевые слова: индукторный генератор, физическое моделирование неисправностей, степень работоспособности, температура генератора, выходное напряжение, автомобили.

Для цитирования: Пузаков А. В., Юсупова О. В. Оценка параметров работоспособности индукторных генераторов автомобилей // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 7. – С. 129-137. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-129.