УДК: 621.431.73
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-7-120
ОБОСНОВАНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА MITSUBISHI PAJERO SPORT II
Д.Н. Прошин1, А.Н. Кузьмин2, А. Д. Кустиков 3
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
1e-mail: proshdn@mail.ru
2e-mail: kuzmin1anton@mail.ru
3e-mail: kustikov-ad@yandex.ru
Аннотация. В процессе эксплуатации автомобиля в рулевом механизме могут возникать шумы, воспринимаемые владельцами, как дефекты. Проведенные исследования указывают на то, что шум не всегда свидетельствует о наличии дефекта в рулевом механизме. Дефектами следует признавать зазоры, превышающие допустимые значения, в зубчатом зацеплении и между упором и рейкой. Измерение зазора в сопряжении упора и рейки, а также крутящего момента при вращении вала ведущей шестерни, является трудоемким и дорогостоящим процессом, который в случае отсутствия дефекта ведет к значительным затратам автовладельца. С целью снижения затрат на поиск дефектов предложено измерять уровень шума в рулевом механизме с помощью шумомеров. Установлено, что при наличии зазора в сопряжении рейки и упора значением от 100 мкм до 130 мкм уровень шума принимает значения от 70 дБА до 80 дБА. Таким образом, решение о необходимости измерений зазоров в рулевом механизме следует принимать на основании показаний шумомеров, полученных при проведении тестовой поездки с подключенными микрофонами. Перечень технического обслуживания (ТО) не содержит работ по контролю зазоров в зубчатом зацеплении и между упором и рейкой. Вместе с этим проведенные при реальной эксплуатации 15 автомобилей исследования указывают на то, что у 13 (87%) рулевых механизмов в сопряжении упор-рейка к 120 000 км появился зазор. Одним из путей повышения долговечности представляется корректирование перечня ТО. В приведенной работе предложено введение обязательного измерения уровня шума в рулевом механизме и рассчитана его оптимальная периодичность. Полученные данные позволяют сервисному консультанту точно рассчитывать стоимость ремонтных работ для коммуникации владельцу и планировать работу механиков. Данное исследование также имеет практическое применение при проведении технических экспертиз независимыми организациями.
Ключевые слова: рулевой механизм, рулевая рейка, шум, дефект, зазор, периодичность технического обслуживания.
Для цитирования: Прошин Д. Н., Кузьмин А. Н., Кустиков А. Д. Обоснование периодичности технического обслуживания рулевого механизма Mitsubishi Pajero Sport II // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 7. – С. 120-128. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-120.