УДК: 629.08
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-6-107
EDN: JZNBYW

РЕЗЕРВЫ УМЕНЬШЕНИЯ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЯ

Ф. Л. Назаров
ФГУП «НАМИ», Москва; Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: nazarovf@yandex.ru

Аннотация.Аннотация. Актуальными являются исследования по выявлению резервов снижения стоимости владения автомобилем, одним из которых является уменьшение затрат на эксплуатацию, и, в частности, на техническое обслуживание. Целью исследования является снижение стоимости владения автомобилем за счёт уменьшения удельных затрат на техническое обслуживание на основе научно обоснованного увеличения периодичности и выбора расходных материалов. Частной задачей в рамках настоящей статьи является установление закономерностей формирования удельных затрат на техническое обслуживание автомобиля и анализ влияния на них периодичности и цены моторного масла.

Проведен детальный анализ структуры затрат на техническое обслуживание грузового автомобиля на примере марки КАМАЗ 5490 NEO при двух значениях периодичности – регламентированной 60 тыс. км и увеличенной 80 тыс. км. Установлено, что такое увеличение периодичности снижает удельные затраты на 21,6% (на 331 р./1000 км).

Представлены результаты исследований, подтверждающие пропорциональную зависимость цены моторного масла от его качества, обуславливающего срок замены.

Моделированием получены зависимости удельных затрат на техническое обслуживание грузового автомобиля на примере марки КАМАЗ 5490 NEO от периодичности и цены одного литра масла. Установлено, что стратегия с применением гибкой цены масла (зависящей от периодичности) по сравнению с фиксированной ценой (не зависящей от периодичности) дает заметный эффект (до 190 р./1000 км или 10,2%) в области пониженных значений периодичности, где полнее используется показатель «цена – качество» масла.

Сделано заключение, что резервом уменьшения затрат на эксплуатацию, а, следовательно, и стоимости владения автомобилем, является увеличение периодичности технического обслуживания, приближая к среднегодовому пробегу, и рациональный выбор моторных масел с учетом срока замены и цены.

Представляют научный и практический интерес дальнейшие исследования закономерностей влияния различных факторов на величину периодичности ТО, определения ограничений на её увеличение, влияния увеличения периодичности на стоимость владения автомобилем и эффективность его коммерческой эксплуатации.

Ключевые слова: техническое обслуживание, периодичность, удельные затраты, срок замены, моторное масло.

Для цитирования: Назаров Ф. Л. Резервы уменьшения затрат на эксплуатацию автомобиля // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 6. – С. 107–116. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-6-107.


Литература

  1. Бунаков Б. М., Первушин А. Н., Смирнов К. Ю. Моторные автомобильные масла. Состояние и пути повышения их качества // Автомобильная промышленность. – 2008. – № 10. – С. 28–30. – EDN: JWCJLL
  2. Влияние условий эксплуатации автомобилей на ресурс работы моторного масла / И. И. Ширлин [и др.] // Вестник СибАДИ. – 2013. – № 4(32). – С. 42–45. – EDN: QZGGAB.
  3. Изменения требований к моторным топливам и маслам, связанные с совершенствованием ДВС / П. В. Клишин [и др.] // Автомобильная промышленность. – 2016. – № 9. – С. 29–33. – EDN: XBNTZX.
  4. Калимуллин Р. Ф., Назаров Ф. Л. Выбор моторного масла для двигателей семейства КАМАЗ Р6 как основа для увеличения периодичности технического обслуживания автомобиля // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2023. – № 5. – С. 37–44. – https://doi.org/10.36535/0236-1914-2023-05-6. – EDN: NCQGWB.
  5. Колесниченко Д. С., Корчагин Р. К., Соболь Д. А. Снижение стоимости владения техникой за счет применения высококачественных смазочных материалов // Горная промышленность. – 2016. – № 4(128). – С. 38– 40. – EDN: WKPBWT.
  6. Мачехин Н. Ю., Ширлин И. И., Пашукевич С. В. Особенности эксплуатации техники при использовании высококачественных моторных масел с увеличенными интервалами замены // Вестник СибАДИ. – 2019. – Т. 16, № 4(68). – С. 446–454. – EDN: EYVOHY.
  7. Назаров Ф. Л., Ханнанов М. Д., Калимуллин Р. Ф. Обоснование потенциала увеличения интервала замены моторного масла двигателя КАМАЗ Р–6 // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 3. – С. 71–80. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-3-71 – EDN: RQILCQ.
  8. Повышение экологических показателей ДВС за счёт применения моторных масел с улучшенными характеристиками / П. В. Клишин [и др.] // Автомобильная промышленность. – 2017. – № 12. – С. 6–9. – EDN: YOWGVK.
  9. Попов Д. А., Никонов В. О., Панин М. А. Перспективный подход к установлению периодичности технического обслуживания автомобилей // Бюллетень транспортной информации. – 2019. – № 2(284). – С. 24–29. – EDN: ZBOQIH.
  10. Развитие конструкции и технологии производства нового поколения дизельных двигателей КАМАЗ Р6 / И. Ф. Гумеров [и др.] // Двигателестроение. – 2020. – № 1 (279). – С. 30–39. – EDN: JEVYVI.
  11. Смазочные масла для поршневых ДВС (по материалам конгресса CIMAC) // Двигателестроение. – 2021. – № 2(284). – С. 36–53. – EDN: UGDQED.
  12. Фадеев Д. С., Горнаков И. А. Анализ основных параметров целевых затрат и их влияние на стоимость владения транспортным средством // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – Т. 20, № 12(119). – С. 223–232. – https://doi.org/10.21285/1814-3520-2016-12-215-224. – EDN: XHMSYF.
  13. Хабардин В. Н. Определение сроков технического обслуживания машины по результатам оценки и прогнозирования качества масла в двигателе // Актуальные вопросы аграрной науки. – 2021. – № 39. – С. 25–32. – EDN: ZWMNMW.
  14. Экспериментальное подтверждение проектного срока замены моторного масла двигателя КАМАЗ Р6 / Ф.Л. Назаров [и др.] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 6. – С. 99–112. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-6-99 – EDN: NGEBHS.
  15. Chhabra A., Singh K. (2021) Engine oil dialysis of heavy–duty engine oil 5W50. Materials Today: Proceedings. Vol. 56. Part 1, рр. 72–76. – https://doi.org/10.1016/j.matpr.2021.12.156. (In Eng.).
  16. Kardos S., Pietrikova А. (2016) Evaluation of motor oil characteristics and degradation factors for possibilities of continuous diagnostics. Acta Electrotechnica et Informatica. Vol. 16. No. 2, pp. 20–24. – http://dx.doi.org/10.15546/aeei-2016-0010. (In Eng.).
  17. Rosenbaum J. M. et al. (2010). Effect of base oil viscosity on wear in heavy duty engines. 17th International Colloquium Tribology 2010 – Solving Friction and Wear Problems. Vol. 2, pp. 837–852. (In Eng.).