УДК: 656.135
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-6-88

МЕТОДИКА ВЫБОРА МАРОЧНОГО СОСТАВА СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА

Н. С. Захаров1, М. В. Немков2, В. М. Немков3

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

1e-mail: zakharov_ns@mail.ru

2 e-mail: nemkov.m@mail.ru

3e-mail: nemkov.vm@mail.ru

Аннотация. В статье представлено решение проблемы выбора марочного состава седельных тягачей для комплектования транспортных подразделений предприятий нефтепроводной отрасли. Основной задачей транспортных подразделений является выполнение потребностей основного производства. Техника эксплуатируется в суровых условиях, а также после окончания нормативного срока использования нуждается в оперативном обновлении. Несмотря на своевременное техническое обслуживание и ремонт грузового подвижного состава, часто возникающие неисправности и растущие затраты на ремонт делают дальнейшую эксплуатацию экономически неэффективной. При обновлении парка транспортных средств возникает проблема в выборе лучшего по техническим характеристикам транспортного средства, но при этом за минимальную стоимость. Целью исследования является оптимизация затрат на приобретение и эксплуатацию спецтехники АО «Транснефть — Сибирь» путем разработки методики определения рационального марочного состава седельных тягачей. Методом априорного ранжирования определено мнение специалистов и руководителей транспортных подразделений АО «Транснефть — Сибирь». Для проведения исследования выбраны наиболее популярные марки седельных тягачей отечественного и зарубежного производства. В результате опроса были выявлены ранги эксплуатационных показателей седельных тягачей и их весомость обратным отношением. Наиболее весомым показателем в результате априорного ранжирования является стоимость одной единицы транспортного средства. Для каждого показателя выявлены составляющие интегрального коэффициента, рассчитанные относительно среднего значения каждого из показателей. В результате исследования было определено, что для обновления парка седельных тягачей целесообразно отдать предпочтение преимущественно зарубежным производителям. Интегральный коэффициент с учетом веса эксплуатационных показателей дает возможность объективной оценки качества седельных тягачей. Предложена методика определения интегрального коэффициента, при использовании которой можно сократить затраты на приобретение и эксплуатацию транспортных средств при увеличении наработки спецтехники. Дальнейшими направлениями исследований являются определение интегральных коэффициентов для автопарка, включая технологический транспорт, а также определение оптимальной номенклатуры спецтехники для транспортных подразделений предприятий нефтепроводной отрасли.

Ключевые слова: интегральный коэффициент, технологический транспорт, седельный тягач, эксплуатационный показатель, структура парка.

Для цитирования: Захаров Н. С., Немков М. В., Немков В. М. Методика выбора марочного состава седельных тягачей с использованием интегрального коэффициента // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 6. — С. 88–95. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-6-88.


Error