УДК: 629.35.063.7
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-6-163
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ ДИЗЕЛЯ Д-245
С. В. Тимохин
Пензенский государственный аграрный университет, Пенза, Россия
е-mail: timohinsv@gmail.com
Ю. В. Родионов
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия
е-mail: dekauto@pguas.ru
И. И. Курбаков
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия
e-mail: mrsu2@mail.ru
Аннотация. Существенным фактором, влияющим на надежность ДВС и его технико-экономические показатели, является эффективность функционирования смазочной системы. При нормативной подаче масла между контактирующими деталями возникает полужидкостное трение, при котором детали не разделены полностью слоем масла. Однако при таком трении гарантируется требуемая долговечность узлов и деталей с отводом тепла. Работоспособность системы смазки двигателя определяется состоянием её элементов (фильтров грубой и тонкой очистки, масляного радиатора и насоса, клапанов), а также качеством масла, его уровнем в картере ДВС и температурой. В отечественных ДВС контролируют минимальный уровень масла в картере, однако в эксплуатации возникают ситуации, когда уровень масла превышает его максимально — допустимое значение. Такая ситуация возникает при попадании в систему смазки охлаждающей жидкости или топлива. Охлаждающая жидкость может попадать в масло при нарушении герметичности прокладок головки блока цилиндров, уплотнительных колец гильз, трещин в головке и блоке цилиндров. Топливо в масло может проникать через изношенные и поврежденные детали топливной аппаратуры (диафрагму бензонасоса, плунжерные пары ТНВД и др.). Указанные жидкости резко ухудшают качество масла и увеличивают износ деталей ДВС, причем штатный одноуровневый указатель не даст водителю оперативной информации о неисправности.
В связи с вышеизложенным, целью данной работы является совершенствование технологии контроля технического состояния смазочной системы ДВС на примере дизеля Д-245 и его модификаций, получивших широкое распространение на автомобилях семейства ГАЗ (ГАЗ — 3309), ЗИЛ (ЗИЛ — 5301), МАЗ (МАЗ Зубренок), автобусах ПАЗ (ПАЗ-3205), тракторах МТЗ (МТЗ-100, 892, 1020), сельскохозяйственной и строительной технике, путем разработки и внедрения встроенного прибора для контроля минимального и максимального уровней масла в картере, а также его температуры.
Научная новизна работы обусловлена как использованием новых схемотехнических решений, так и разработанного авторами оригинального алгоритма работы датчика, основанного на использовании закономерностей коммутации герконов с нормально-замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами, срабатывание которых разнесено по времени и контролируемым уровням масла.
Структурная схема предлагаемого прибора содержит многофункциональный датчик уровней и температуры масла, включающий датчики минимального и повышенного уровней моторного масла в картере ДВС и его температуры, переключатель режима работы указателя температур охлаждающей жидкости и моторного масла, первый и второй компараторы напряжений, световые индикаторы, звуковой сигнализатор, включатель питания прибора, стабилизатор напряжения и штатный датчик температуры охлаждающей жидкости.
Применение разработанного прибора существенно повышает надежность и удобство контроля одного из наиболее важных показателей двигателей внутреннего сгорания — уровня масла в картере, что позволит избежать значительных повреждений двигателя.
В результате дальнейших исследований планируется разработать конструкцию прибора, провести лабораторные исследования разработанного многофункционального датчика с целью определения зависимости его сопротивления от температуры при нормальном уровне моторного масла в мерной колбе, а также определение фактических значений высот срабатывания разработанного датчика на нижнем и верхних уровнях масла.
Ключевые слова: контроль уровня масла, техническое обслуживание, смазочная система, структурная схема, дизель.
Для цитирования: Тимохин С. В., Родионов Ю. В., Курбаков И. И. Совершенствование технологии контроля параметров смазочной системы дизеля Д-245 // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2020. — № 6. — С. 163–171. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-6-163.