УДК: 656.13
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-6-153

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЫЧНОГО КОЛЬЦЕВОГО ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ В ТУРБОКОЛЬЦЕВОЕ: СРАВНЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

В. И. Рассоха

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

e-mail: cabin2012@yandex.ru

Н. А. Никитин

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград, Россия

e-mail: NiNikitin@kantiana.ru

Аннотация. В крупных городах часто складывается ситуация, когда кольцевые пересечения автомобильных дорог перестают справляться с пропуском транспортных потоков. Основными причинами данной проблемы являются несоответствие потенциальной пропускной способности кольцевой развязки реальным транспортным потокам, а также отсутствие у водителей знаний и навыков движения по кольцевой проезжей части. Для уменьшения влияния человеческого фактора предлагаются различные решения, но, как показала практика, наиболее эффективными являются канализированные кольцевые развязки или «турбокольца». Особенностью подобной конфигурации проезжей части является предсказуемость поведения водителей благодаря физическому разделению полос для движения. В ряде стран уже введены в эксплуатацию турбокольцевые пересечения, что позволило подтвердить предполагаемые преимущества такой конфигурации: отсутствие манёвров перестроения на кольцевой проезжей части, необходимость уступать дорогу максимум двум транспортным потокам, снижение средней скорости проезда по кольцевому пересечению. Целью данного исследования ставилось проведение сравнения производительности существующего трёхполосного пересечения, характеризуемого преобладанием левоповоротного потока в часы пик, и разработанного проекта турбокольцевой развязки. Эмпирические данные о транспортных потоках и длине очередей, а также матрица корреспонденций использовались для калибровки компьютерной микромодели. Микромоделирование проводилось посредством: задания матрицы корреспонденций с учётом распределения транспортного потока во времени; задания правил приоритета, скорости приближения к пересечению и зон снижения скорости; разработки сценариев для анализа утреннего и вечернего часов пик, колебаний транспортных потоков во времени. Сравнение производительности проводилось для узла в целом, а также для отдельных наиболее загруженных направлений по средней и максимальной длинам затора, среднему времени задержки и времени простоя. Для оценки производительности пересечений было предложено использовать иностранные методики оценки пропускной способности, основанные на математических моделях Бови, Хагринга и Фортайна. Выявлено, что преобразование существующего кольцевого пересечения в турбокольцо позволило не только увеличить пропускную способность узла, но и уменьшить заторы на въездах и выездах, что определяет практическую значимость проведенного исследования. Следующим этапом исследования планируется изучение возможности интегрирования методики оценки пропускной способности, рассмотренной в статье, в отечественную методику выбора типа пересечений, лежащую в основе нормативно-технических документов. Конечной целью исследования планируется создание новой методики оценки пропускной способности кольцевых пересечений разных типов, в том числе учитывающей особенности функционирования кольцевых пересечений на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: автомобильная дорога, кольцевое пересечение, турбокольцевое пересечение, микромоделирование, пропускная способность.

Для цитирования: Рассоха В. И., Никитин Н. А. Преобразование обычного кольцевого пересечения автомобильной дороги в турбокольцевое: сравнение пропускной способности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2020. — № 6. — С. 153–162. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-6-153.