УДК: 336.77
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-6-18

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Е.А. Анненкова

Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов, Россия

e-mail: Gea555@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена появлением новых финансовых технологий и созданием предпосылок для их активного внедрения в деятельность коммерческих банков. Постоянно изменяющиеся потребности клиентов, рост конкуренции на банковском рынке как среди банков, так и небанковских финансово-кредитных организаций и потребность поддержания стабильности банковского сектора и экономики страны в целом диктует необходимость внедрения инновационных разработок. Цифровая трансформация не обошла стороной сферу банковских и финансовых услуг. Подобные изменения оказывают существенное влияние на работу всех финансовых организаций, а также людей, задействованных в них. Курс на цифровую экономику так или иначе коснулся всех отраслей бизнеса. Чтобы преуспевать, а не просто держаться на плаву, банки активно внедряют IT-инновации. Цифровая «перезагрузка» институтов финансовой отрасли требует не только перестройки всех процессов, но и изменения мировоззрения людей, которые в них работают: цифровая трансформация ведет к трансформации профессиональной. Это означает, что применение новых технологий и автоматизации на основе больших данных становятся неотъемлемой частью рабочего процесса комплекс-работников банковской сферы. Цель статьи заключается в обосновании необходимости формирования качественных продуктов и услуг российских банков за счет инновационных разработок, а также раскрытии основных трендов этого развития. В ходе исследования применены общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, индукция и обобщение. Были выявлены основные направления инновационного развития банковских продуктов и услуг, раскрыта необходимость применения инноваций в деятельности коммерческого банка, выделен обобщающий тренд инновационного развития отечественного банковского рынка-пакетирование и комбинирование, раскрыта их суть. В статье на основе обобщения опыта российских и зарубежных банков предложены направления дальнейшего развития банковского сектора. Кроме того, доказана идея о формировании в России нового вида коммерческого банка в форме финансового супермаркета, предлагающего сразу все финансовые услуги. Наметившаяся тенденция по предоставлению банковской услуги, включающей в себя сразу пакет банковских продуктов и услуг отправная точка в данном направлении. Полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть использованы при формировании конкурентной стратегии банков в процессе реализации своей инновационной деятельности.

Ключевые слова: банковские продукты и услуги, комплексные банковские продуты, коробочное страхование, кросс-продукты.