УДК: 347.73
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-6-10

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ПУТЬ К СОЗДАНИЮ «БАНКА БУДУЩЕГО»

А.А. Мусина

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, Нур-Султан, Казахстан

e-mail: amusina@mail.ru

Аннотация. Идея о создании банка будущего не нова, но как достижимая реальность стала осознаваться в последнее десятилетие в связи со стремительным процессом цифровизации экономики и банковской деятельности в частности. Цифровизация экономики признана одной из главных задач развития Казахстана, о чем свидетельствует разработка и принятие государственной программы, означившей конкретные задачи, стоящие перед обществом, населением, предпринимателями и правительством. Данный подход отражает не только внутренние потребности страны, необходимость и важность цифровизации обусловлена мировыми тенденциями. Особенно активно процессы информатизации и цифровизации происходят в финансовой и банковской сфере, что обусловлено требованиями ускорения и оперативности денежных потоков. Исходя их этого, в статье рассмотрены тенденции процессов информатизации и цифровизации банковской деятельности в Казахстане на фоне процессов, происходящих в мировой практике. На примере банков РК показаны возможности, открываемые в предоставлении банковских услуг в условиях внедрения инноваций и цифровизации. Приведены имеющиеся определенные достижения в развитии банковской деятельности с применением информационных и цифровых технологий, показаны отдельные новшества в применении инноваций в электронных платежах, банковских картах. Вместе с тем подчеркивается, что предстоит большая работа для того, чтобы наши банки могли конкурировать с банками развитых государств как по объему операций, так и по уровню их цифровизации. В настоящее время в Казахстане имеется ряд новых направлений и инновационных продуктов, приближающих отечественные банки к уровню ведущих зарубежных банков, отдельные из них описаны в статье. Данные продукты важны для банков и для клиентов, поскольку, с одной стороны, дают возможности расширять охват населения и бизнеса услугами без открытия дополнительных офисов, с другой стороны, позволяют воспользоваться многими услугами, не посещая банк, дистанционно. Автор приходит к выводу о кардинальных переменах в банковской деятельности, обусловленных цифровизацией, а также о возможной трансформации современного банка в «банк будущего» в отдаленной перспективе.

Ключевые слова: банк, цифровизация, информатизация, инновации, электронные услуги, мобильный банкинг, интернет-банкинг, Казахстан.