УДК: 1(091)(470)
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-5-96
EDN: MUZQKR

«ФИЛОСОФИЯ ПРАВДЫ» АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА (В. Н. ВОСКРЕСЕНСКОГО): ОПЫТ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

В. В. Ванчугов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: vanchugov.v@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен творческий проект одного из деятелей первой половины XIX века, богослова и философа, ученого монаха архимандрита Гавриила (В. Н. Воскресенского). Архимандрит Гавриил является ключевой фигурой для понимания историко-философского процесса в России по нескольким основаниям. Прежде всего, он создатель первой в мире истории русской философии, создав новый для своего времени академический жанр «русская философия». Но будучи интеллектуальным «пионером» в историографическом формате, он последовательно конструирует не только «русскую философию», но и национальную философию права, именуемую как «философская правда». После создания первой в России «истории русской философии» (1840), архимандрит Гавриил берется за разработку в императорском Казанском университете учебного пособия, в котором представлена философия права, отражающая установки сознания его времени, для которого характерно столкновение «веры и разума», «консервативного и либерального». Придерживаясь параметров историко-философского исследования (раскрытие формы и сути идей в их истории, генеалогия интеллектуального процесса), осуществить реконструкцию творческого события, креативного акта, где доминантой является формирование национально-ориентированной философии права, учитывающей европейский опыт, но предпочитающей собственную тематику и проблематику, материал и метод. Данное исследование производится с установкой на гуманитарную археологию ключевых обстоятельств, оказывающих влияние на научный и образовательный процесс середины XIX века: высшая школа, церковь и государство, идеология и просвещение, обновление академических техник и практик при сохранении ценностей, присущих отечественному культурному нарративу. Для реализации поставленных задач используется принцип «интеллектуального расследования», основу которого составляет историко-философская реконструкция и культурно-цивилизационная герменевтика. В результате проведенного исследования представлен комплекс ключевых факторов (институции, персоны, тексты, ситуации), содействовавших формированию «философии правды». Реконструкция комплекса правовых идей произведена на основе философско-исторического исследования в образовательном, научном, мировоззренческом и политическом контекстах. Полученные результаты создают эмпирическую, концептуальную и контекстуальную основу для дальнейших исследований в области философии и права, а также дают материал для образовательных программ в высшей школе.

Ключевые слова: философия, естественное право, истина, правда, философия права, университет, образование, нравственность, мораль, идеология, практическая философия, история идей.

Для цитирования: Ванчугов В. В. «Философия правды» архимандрита Гавриила (В.Н. Воскресенского): опыт создания национальной философии права // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 5. – С. 96– 107. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-5-96.


Литература

  1. Булич Н. Н. Университетский суд над проф. Солнцевым во время попечительства Магницкого // Ученые записки Казанского университета, 1864. Отделение историко-филологических наук. Вып. 1. Казань, 1866. – С. 267–288.
  2. Ванчугов В. В. Архимандрит Гавриил (Воскресенский), профессор философии Казанского университета // Историко-философский ежегодник. – 2015. – С. 243–267. – EDN: YLYJJA.
  3. Ванчугов В. В. Идеологический эпизод в истории русской философии // Тетради по консерватизму. – 2015. – № 4. – С. 95–106. – EDN: VVGAOH.
  4. Гавриил, архим. Русская философия. Казань: университетская типография, 1840. – 159 с.
  5. Гавриил, архим. Философия правды. Казань: университетская типография, 1843. – 64 с.
  6. Загоскин Н. П. История Казанского университета // Н. П. Загоскин История Императорскаго казанского университета за первые сто лет его существования, 1804–1904. Т. III. – Казань : Типо-литогр. Имп. казанскаго ун-та, 1903. – С. 506–541.
  7. Залеский В. Ф. К столетию Императорского Казанского университета (1804–1904) // Журнал министерства народного просвещения. – СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1905. Ч. CCCL. – С. 41–130, 306–369.
  8. Михайловский И. В. Очерки философии права. Т. I. – Томск : В.М. Посохин, 1914. – 604 с.
  9. Неволин К. А. Полное собрание сочинений. Том 1. Энциклопедия законоведения. Введение в энциклопедию законоведения, общая часть ее и первая половина особенной части. – СПб. : тип. Э. Праца, 1857. – 501 с.
  10. О Новейшем Естественном Праве. Статья 1-я (Орд. Проф. С. Петербургского Университета А. Фишера) // Журнал министерства народного просвещения. – СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1836. Ч. IX. – С. 25–44.
  11. Рассуждение о превосходстве Библейского и Св. Отцов красноречия над витийством древних языческих писателей, говоренное в Торжественном собрании Императорского Казанского университета Июля 5-го дня 1820 года П. О. Профессором Красноречия, Стихотворства и языка Российского Григорьем Городчаниновым // Казанский вестник, издаваемый при Императорском Казанском Университете. Часть I. Книжка I. Генварь, 1821 года. – С. 45–69.
  12. Сперанский М. М. Руководство к познанию законов. – СПб : тип. Второго отд-ния Собств. е. и. вел. канцелярии, 1845. – 171 с.
  13. Феоктистов Е. Магницкий: Материалы по истории просвещения в России. – СПб., 1865. – Вып. 1. – 227 с.