УДК: 656.13
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-5-64
EDN: EIIJYI

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ

И. Е. Ильина
Пензенский государственный аграрный университет, Пенза, Россия
e-mail: ilyina.i.e@pgau.ru

К. А. Перекусихина
Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Безопасный регион», Пенза, Россия
e-mail: k.perekusihina@br.pnzreg.ru

В. И. Рассоха
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: cabin2012@yandex.ru

Аннотация. В официальных источниках называют четыре причины высокой аварийности на автомобильном транспорте, обобщающие большое количество факторов, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения. При проведении анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием пешеходов основное значение имеют: наличие и расположение пешеходного перехода и средств организации дорожного движения на конкретном участке улично-дорожной сети; погодные и дорожные условия; временной фактор. Актуальность статьи определяется необходимостью решения проблемы повышения безопасности пешеходов путем комплексного исследования факторов, сопутствующих совершению ДТП с их участием. Целью исследования является группировка факторов, способствующих совершению ДТП с участием пешеходов, и определение значимости отдельных факторов для дальнейшей разработки и реализации мероприятий по снижению показателей аварийности. Для достижения поставленной цели использовалась методика, позволяющая определить влияние факторов на риск совершения ДТП, связанного с наездом на пешехода. Использование метода факторного анализа позволяет определить значимость каждого фактора из их совокупности. Исходными данными являются показатели аварийности с участием пешеходов на улично-дорожной сети из официальных источников за длительный период времени. Разработанная методика отличается от существующих комплексным учетом факторов, определяющих риск возникновения ДТП, что определяет ее научную новизну. Результатом исследования является определение веса факторов, что характеризует их значимость при анализе ДТП с участием пешеходов, позволяет в конечном итоге провести анализ участков улично-дорожной сети и определить очередность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения пешеходов. Теоретическая значимость работы заключается в проверке работоспособности предложенной методики определения веса факторов, что представляет и практический интерес с точки зрения прогнозирования показателей аварийности и разработки научно-обоснованных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение составляющих каждого фактора, оказывающих влияние на безопасность движения пешеходов.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, наезд на пешехода.

Для цитирования: Ильина И. Е., Перекусихина К. А., Рассоха В. И. Анализ факторов дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 5. – С. 64–75. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-5-64.


Литература

  1. Булатова О. Ю., Зырянов В. В. Организация безопасного движения пешеходных потоков при проведении городских массовых мероприятий // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2024. – № 2. – С. 57–63. – https://doi.org/10.36535/0236-1914-2024-02-8. – EDN: MVJJIC.
  2. Веремчук Н. С., Кондрин А. В. О разработке имитационной модели пешеходного перехода // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство. Сборник материалов IV Национальной научно-практической конференции. Омск, 22–23 апреля 2021 года. – Омск : Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). – 2021. – С. 724–727. – EDN: IGTKFI.
  3. Влияние отдельных метеорологических параметров на риск возникновения наезда на пешехода / Е. В. Печатнова [и др.] // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2024. – № 6. – С. 53–59. – https://doi.org/10.36535/0236-1914-2024-06-8. – EDN: DFZCZS.
  4. Волков В. С, Кастырин Д. Ю., Лебедев Е. Г. Влияние скоростного режима движения транспорта на показатель опасности дорожного пересечения // Мир транспорта и технологических машин. – 2017. – № 2 (57). – С. 74–80. – EDN: ZAFHMF.
  5. Гусейнов Р. В., Ахмедова М. Р., Алиева К. А. Методика выбора типа пешеходного перехода на внутригородских улицах с учетом безопасности движения пешеходов // Мир транспорта и технологических машин. – 2022. – № 1 (76). – С. 54–61. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2022-76-1-54-61. – EDN: FCUBYA.
  6. Ильина И. Е. «Пешеход» в системе ВАДС как один из аспектов оценки состояния безопасности дорожного движения // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 1 (71). – С. 259–263. – https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2021.71.1.054. – EDN: CDOYVE.
  7. Ильина И. Е., Витвицкий Е. Е. Индексы для оценки уровня безопасности дорожного движения в регионах // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2025. – Т. 22., № 1 (101). – С. 68–77. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2025-22-1-68-77. – EDN: XVCDWQ.
  8. Капский Д. В., Рябчинский А. И., Пегин П. А. Определение экономических потерь в дорожном движении на нерегулируемых пешеходных переходах в местах установки искусственных неровностей // Мир транспорта и технологических машин. – 2012. – № 3 (38). – С. 103–112. – EDN: PCCKZP.
  9. Капский Д. В., Пегин П. А., Корчагин В. А. Особенности оценки транспортно-пешеходного конфликта на перекрестках // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2015. – № 2 (37). – С. 129–136. – EDN: TYGALJ.
  10. Капский Д. В., Пегин П. А., Рябчинский А. И. Прогнозирование аварийности по методу конфликтных зон на пешеходных переходах в зоне искусственных неровностей // Мир транспорта и технологических машин. – 2015. – № 1 (48). – С. 111–118. – EDN: TNIJJV.
  11. Ким П. А., Озорнин С. П., Масленников В. Г. Снижение риска наезда на пешеходов в условиях ограниченной видимости на нерегулируемых пешеходных переходах // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 6 (89). – С. 147–154. – EDN: SGIWEL.
  12. Корчагин В. А., Клявин В. Э., Симаков А. В. Классификация наземных пешеходных переходов // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – № 1 (60). – С. 103–108. – EDN: OOVJBF.
  13. Куракина Е. В., Склярова А. А. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе «участник дорожного движения – транспортное средство – дорога – внешняя среда» // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2020. – Т. 17, № 4 (74). – С. 488–499. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2020-17-4-488-499. – EDN: KCYSWW.
  14. Лукьянов К. Н. Аналитический обзор современных средств безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах // Бизнес и общество. – 2021. – № 1 (29). – С. 10. – EDN: NLFHUL.
  15. Михайлов А. Ю., Шестеров Е. А. Условия эффективного применения выделенных пешеходных фаз // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 4 (87). – С. 134–142. – https://doi.org/10.23968/1999-5571-2021-18-4-134-142. – EDN: TEUBIU.
  16. Озорнин С. П., Ким П. А. Обеспечение безопасности пешеходов в условиях интенсивного городского движения автомототранспортных средств // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. – Т. 2, № 2 (71). – С. 21–25. – EDN: RCNHUF.
  17. Печатнова Е. В., Новиков И. А. Оценка распределения числа наездов на пешеходов по участкам дорог с различными характеристиками // Вестник гражданских инженеров. – 2023. – № 5 (100). – С. 79–87. – https://doi.org/10.23968/1999-5571-2023-20-5-79-87. – EDN: LEDBNQ.
  18. Поздняков М. Н. Исследование скорости движения пешеходов // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 2 (25). – С. 143. – EDN: QLITCX.
  19. Разработка геоинформационной базы пешеходных потоков в Ростовской агломерации / А. В. Домбалян [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2023. – № 2 (81). – С. 81–88. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-2(81)-81-88. – EDN: NCMLVU.
  20. Симуль М. Г., Порхачёва С. М. Влияние некоторых факторов на соблюдение водителями правил проезда пешеходных переходов // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2017. – № 1 (79). – С. 8–9. – EDN: YHXBVD.
  21. Частотная оценка характеристик водителя при наездах на пешехода / Е. В. Печатнова [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2024. – № 2-2 (85). – С. 98–106. – https://doi.org/10.33979/2073-7432-2024-2-2(85)-98-106. – EDN: LFJZAH.
  22. Чикалина С. Л. К вопросу о безопасности пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2011. – № 11 (58). – С. 156–158. – EDN: OKBJBJ.
  23. Feng Sh., Pei Yu. (2007) Analysis of Vehicle Delay on Road Sections on the Condition of Pedestrian Crossing. Journal of Transportation Systems Engineering and Information Technology. Vol. 7, No. 3, pp. 73–77. – https://doi.org/10.1016/S1570-6672(07)60023-3. (In Eng.).
  24. Jamroz K., et al. (2014) Ochrona pieszych. Podręcznik dla organizatorów ruchu pieszego. Gdańsk, Cracow and Warsaw. P. 9. – Poland: Ministry of Infrastructure and Development. – https://doi.org/10.13140/2.1.3172.9447. (In Polish).
  25. Jodie Y. S. Lee., William H. K. Lam (2008) Simulating pedestrian movements at signalized crosswalks in Hong Kong. Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 42, No. 10, pp. 1314–1325. – https://doi.org/10.1016/j.tra.2008.06.009. (In Eng.).
  26. King M. J., Soole D. W., Ghafourian A. (2009) Illegal pedestrian crossing at signalised intersections: Incidence and relative risk. Accident Analysis & Prevention. Vol. 41, No. 3, pp. 485–490. – https://doi.org/10.1016/j.aap.2009.01.008. (In Eng.).
  27. Nasar Jack L. (2003) Prompting drivers to stop for crossing pedestrians. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Vol. 6, No. 3, pp. 175–182. – https://doi.org/10.1016/S1369-8478(03)00024-X. (In Eng.).
  28. Qingfeng Li, et al. (2005) Pedestrian delay estimation at signalized intersections in developing cities. Transportation Research Part A: Policy and Practice. Vol. 39, No. 1, pp. 61–73. – https://doi.org/10.1016/j.tra.2004.11.002. (In Eng.)
  29. Pashkevich A., Nowak M. (2017) Road safety risk assessment at pedestrian crossings: a case study from Sułkowice. Scientific Journal of Silesian University of Technology. Series Transport. No. 95, pp. 159–170. – https://doi.org/10.20858/sjsutst.2017.95.15. (In Eng.)
  30. Robert B. Noland, Muhammad Moazzam Ishaque (2007) Trade-offs between vehicular and pedestrian traffic using micro-simulation methods. Transport Policy. Vol. 14, No. 2, pp. 124–138. – https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2006.11.001. (In Eng.).