УДК: 141.1 (141.12)
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-5-133
EDN: CQEGXU
О МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ НАТУРАЛИЗМА В ОТНОШЕНИИ СОЗНАНИЯ
Е. В. Ускова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
e-mail: uskova80@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены онтологические основания натурализма по отношению к сознанию и сделана попытка выяснения отношений между натурализмом и метафизикой. Онтология понимается как учение о бытии, а метафизика – как исследование за пределами опытных оснований. Возможна ли «натурализация» метафизики и включение сознания в онтологическую картину мира так, чтобы это соответствовало научным стандартам, вот в чём вопрос. Натурализм – это самая естественная и распространённая, но не лишённая противоречий философская позиция. Она исходит из приоритета научного знания, в то время как критерии научности часто оказываются неопределёнными; провозглашает редукцию основным принципом, следование которому может лишить предмет исследования его специфики; часто отрицает значимость онтологических оснований при решении гносеологических вопросов. Натурализм по отношению к сознанию имеет ряд очевидных преимуществ: опора на науку и объяснение сознания только как естественного явления; применение строгих научных методов при исследовании сознания; рассмотрение мозга как источника и причины сознания. Отмечаются следующие трудности, с которыми сталкиваются натуралистические теории сознания: проблема «квалиа» и феноменальных аспектов сознательного опыта; провал в объяснении «сознание-тело» (сознание-мозг); проблема с локализацией сознания; единство «Я» как носителя сознания; онтологический статус сознания. Также ставится вопрос о статусе философии в натуралистическом изучении мира в целом и сознания как его части. Философия претендует на роль переводчика с одного языка на другой и пробует выстроить единую картину мира, поочерёдно используя в качестве основных термины физики, логики, биологии. Метафизические претензии философии рассматриваются как онтологический и гносеологический реализм, в то время как противоположная позиция – это релятивизм или плюрализм. Натурализм применительно к теориям сознания понимается как исследовательская позиция, свободная от метафизики.
Ключевые слова: философия сознания, метафизика сознания, онтологический статус сознания, натурализм, физикализм, редукционизм.
Для цитирования: Ускова Е. В. О метафизических основаниях натурализма в отношении сознания // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2025. – № 5. – С. 133–141. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2025-5-133.
Литература
- Золотков Г. А. О возвращении к метафизике в аналитической философии сознания // Философские науки. – 2018. – № 10 – С. 130–142. – https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-130-142. – EDN: YSAZBZ.
- Иванов Д. Философия сознания // Философская антропология. – 2018. – Т. 4, № 2. – С. 218–250. – https://doi.org/10/21146/2414-3715-2018-4-2-218-250. – EDN: ZUZHSR.
- Серл Д. Открывая сознание заново. Перевод с англ. А. Ф. Грязнова. – М. : Идея-Пресс, 2002. – 256 с.
- Трансцендентальный поворот в современной философии (9): метафизика, эпистемология, теория сознания, когнитивистика и искусственный интеллект, теология: сборник тезисов 9-го международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 21–24 апреля 2022 г.) / Oтв. ред. С. Л. Катречко, А. А. Шиян; Изд-во: РГГУ, 2024. – 162 с.
- Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории = The Conscious Mind / пер. с англ. В. В. Васильева. – М. : URSS : ЛИБРОКОМ, 2013 . – 512 с.
- Юлина Н. С. Антитеза натурализма и формализма. Вчера и сегодня // Философские науки – 2012. – № 4. – С. 116–130. – EDN: OYCMLV.
- Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. Критический очерк эмпирико-позитивистских течений / АН СССР, Ин-т философии ; [отв. ред. В. А. Лекторский]. – М. : Наука, 1978 . – 296 с.
- Юлина Н. С. Философский натурализм: о книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует» / РАН, Ин-т философии . – М. : Канон+, 2007 . – 240 с.
- Brandl J. (2007) The Unmysteriousness of Consciousness: A Case Study in Naturalistic Philosophy. in How Successful is Naturalism?. Ontos Verlag, Frankfurt, pp. 243–266. (In Eng.).
- Crane T. (2018) A Short History of the Philosophy of Consciousness in the Twentieth Century. In Kind A. Philosophy of Mind in the Twentieth and Twenty-First Centuries: The History of the Philosophy of Mind, Vol. 6, pp. 78–103. (In Eng.).
- Gasser G. & Stefan M. (2007)The Heavy Burden of Proof for Ontological Naturalism. In How Successful is Naturalism? Ontos Verlag, Frankfurt, pp. 159–182. (In Eng.).
- Hacker P. M. S. (2007) Passing by the Naturalistic Turn: On Quine’s Cul-De-Sac In How Successful is Naturalism? Ontos Verlag, Frankfurt, pp. 143–158. (In Eng.).
- Papineau D. «Naturalism», The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2023 Edition), Edward N. Zalta & Uri Nodelman (eds.). – URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2023/entries/naturalism/. (accessed: 15.02.2025) (In Eng.).
- Place U. T. (1956) Is Consciousness a Brain Process? British Journal of Psychology. Vol. 47, No. 1, pp. 44–50. (In Eng.).
- Quine W. V. O. (1981) Things and their Place in Theories // Theories and Things. Cambridge, MA: Harvard University Press, 216 p. (In Eng.).
- Rea M. C. (2007) How Successful Is Naturalism? In Gasser G. How Successful is Naturalism? Ontos Verlag, Frankfurt, pp. 105–116. (In Eng.).
- Sellars R. W. (1924) The Emergence of Naturalism. The International Journal of Ethics, Vol. XXXIV. No. 4, pp. 309–338. (In Eng.).
- Smart J. J. C. (1959) Sensations and Brain Processes. Philosophical Review. Vol. 68, No. 2, pp. 141–156. (In Eng.).
