УДК: 629.33
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-82

МЕТОД УГЛУБЛЕННОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГЛАВНОГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

А. Л. Бородин1, В. И. Васильев2, В. Н. Шабуров3
Курганский государственный университет, Курган, Россия
1 e-mail: bor.aleksey45@yandex.ru
2 e-mail: vviprof@rtural.ru
3 e-mail: shaburov_vn@mail.ru

Аннотация. Применение новых методов поэлементного диагностирования тормозной системы повышает вероятность обнаружения неисправностей, помогает заблаговременно определять неисправные элементы в узлах тормозной системы, чем способствует снижению аварийности на дорогах страны. Разработка метода углубленного диагностирования главного тормозного цилиндра является актуальной задачей.

Ранее в рамках разработки нового способа диагностирования главного тормозного цилиндра гидравлической тормозной системы по динамическим параметрам силы сопротивления нажатию на педаль тормоза был определен комплекс диагностических параметров. Необходимость внедрения метода для практического использования на предприятиях автомобильного транспорта поставило перед авторами задачу определения предельно допустимых значений диагностических параметров по результатам сравнения, с которыми будет делаться заключение о техническом состоянии объекта с последующей постановкой диагноза.

Целью работы является определение предельно допустимых значений диагностических параметров, и разработка алгоритма постановки диагноза.

Предельно допустимые значения диагностических параметров главного тормозного цилиндра определялись на основе статистического метода. Основные положения метода состоят в том, что рассматривалась разовая выборка N значений диагностического параметра у представителей совокупности объектов диагностирования (как исправных, так и неисправных). При этом предполагалось, что величины, соответствующие исправному состоянию, будут подчиняться другой закономерности, чем величины, соответствующие неисправному. Выделив из общей совокупности функцию распределения f(S) значений параметра для исправного состояния объекта, область допустимых значений диагностического параметра в эксплуатации можно ограничить некоторым предельным рассеиванием относительно номинального (эталонного) значения параметра. Для тормозной системы, влияющей на безопасность движения, применялось ограничение с 85% вероятностью. Значения находились для всего комплекса диагностических параметров.

В процессе исследования определены предельно допустимые значения диагностических параметров. Построена диагностическая матрица главного тормозного цилиндра. Разработан алгоритм постановки диагноза. Научная новизна заключается в отличии их реализации в диапазоне служебных торможений, что позволяет максимально реализовать информативную возможность каждого из диагностических параметров.

Ключевые слова: метод углубленного диагностирования, предельно допустимые диагностические параметры, диагностическая матрица, алгоритм постановки диагноза, автомобиль.

Для цитирования: Бородин А. Л., Васильев В. И., Шабуров В. Н. Метод углубленного диагностирования главного тормозного цилиндра автотранспортного средства // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 5. – С. 82–91, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-82.