УДК: 18:7.01
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-121

А. Ф. ЛОСЕВ О НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ СУБСТАНЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО БЫТИЯ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСЕЯ ФЁДОРОВИЧА ЛОСЕВА)

Г. Г. Коломиец
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: kolomietsgg@yandex.ru

Аннотация. Статья написана в связи с юбилейными датами жизни великого русского мыслителя Алексея Фёдоровича Лосева и посвящена одному из аспектов его эстетических исследований, связанных с трактовкой музыки в неоплатонизме. Данная статья имеет смысл подчеркнуть субстанциальную онтологическую сущность музыки, опираясь на феноменолого-диалектический метод Лосева, на его приверженность к неоплатонизму как последнему значимому античному философскому движению. А. Ф. Лосев рассматривал философские основания музыки в космологических трактатах таких философов, как Квинтилиан, Прокл, Саллюстий. Касаясь античных истоков философии музыки как области эстетического, автор ссылается на пифагорейское учение божественного числа и музыкальной гармонии сфер. Вместе с тем, неоплатоническая античная философия демонстрирует разные типы существования музыки, или древнегреческого мoysicё. Сочетание логического и алогического в философском мышлении А. Ф. Лосева позволяет автору представить сквозь призму философии субстанциального музыкального бытия близость идеи о бытии музыки неоплатоников, исходящих из представлений о Едином, и А. Ф. Лосева, божественного всеединства, где мысль о музыке выходит далеко за пределы собственно музыкального искусства. Музыка в философском знании есть вне искусства как мировая гармония, субстанция, становление во времени, божественное число, или жизнь чисел, выражение числового перво-принципа. В источниках автор использовал труды А. Ф. Лосева: «История античной эстетики», «Диалектика мифа», «Диалектические основы математики», где представлена глубокая связь математики и музыки. При этом автор опирался на своё эстетическое исследование «Логос музыки в феноменолого-диалектическом методе А.Ф. Лосева», и другие главы своей книги «Ценность музыки: философский аспект» и диссертации «Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром». Резюмируя, автор переходит от диалектики музыкально-субстанциального бытия к философскому понятию «музыкальное» как эстетической категории, требующей дальнейшего исследования.

Ключевые слова: А.Ф. Лосев, эстетика, неоплатонизм, философия музыки, субстанция, музыкальное, диалектика, миф, связь музыки и математики.

Для цитирования: Коломиец Г. Г. А. Ф. Лосев о неоплатонической сущности музыки в контексте философии субстанциального музыкального бытия (к 130 –летию со дня рождения Алексея Фёдоровича Лосева) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 5. – С. 121–129, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-121.