УДК: 215
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-111

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ХРИСТИАНСКОГО И ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДОВ В ПОНИМАНИИ АНТРОПОГЕНЕЗА

Е. Ф. Казаков1, Т. И. Грицкевич2
Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
1 e-mail: kemcitykazakov@mail.ru
2 e-mail: taigree@yandex.ru

Л. Ю. Логунова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
e-mail: vinsky888@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема соотнесения христианского и научного взглядов на возникновение человека, интегрирующим звеном между которыми может выступить христианская философия. Исходным для этого предстаёт положение «философии всеединства» об обретении целостного знания через синтез религии, науки и философии. Используются историко-генетический и сравнительно-исторический методы, позволяющие не только соотнести этапы формирования человека (и их трактующие концепции), но и показать их взаимосвязь. Прежде всего, человек есть душа, поэтому антропогенез предстаёт как душегенез.

С точки зрения христианства, Бог создал человека совершенным, но, в результате грехопадения, он теряет своё совершенство, одевается в «природные одежды», становится смертным. Этот послеэдемский человек и может быть определён исходной ступенью антропогенеза. Причиной, актуализировавшей возможность и потребность духовной и телесной эволюции, был сохранившийся в нём образ Бога и память о потерянном рае. Совершенствование души находит выражение в усложнении мыслительных процессов, актуализации чувства красоты, религиозных и моральных представлений. Совершенствование тела находит выражение в оформлении «гоминидной триады», усложнении мозга, развитии моторики руки. Homo habilis можно считать той ступенью грехопадения, с которой начинается восхождение в первозданное состояние (антропогенез). На ступени homo habilis и homo erectus душевное совершенствование выражается опосредованно, через телесное совершенствование.

Оформление «гоминидной триады» свидетельствует об усложнении мыслительных и волевых процессов. На ступени homo sapiens и homo sapiens sapiens (кроманьонец) душевное совершенствование выражается уже в непосредственном виде: появление анимизма, представлений о бессмертии души, табу. В послеэдемской истории борются две противоположные линии: восхождение в рай и продолжающееся отдаление от него. Последняя находит выражение в нарушении моральных норм, в конфликтах, приводящих к травмам и жертвам, в жестокости, кровной мести, каннибализме. Противоборство эдемского и падшего происходит и внутри человека: между первозданным и «потемневшим» планами его души. Характерная для предистории и истории интенция человека к совершенству (совершенному знанию, справедливости, красоте) могла быть заложена в него только Совершенным Творцом.

Антропогенез предстаёт, прежде всего, как душегенез. Становление человека есть постепенное «собирание» его души; что соотносимо с растянутым на сотни тысяч лет «вдыханием» Богом души в тело. С актуализацией высших планов души (разум, мораль, чувства красоты и любви) душегенез превращается в духогенез. Духовные качества являются выражением, на человеческом уровне, сущностных характеристик Творца. Актуализация этих качеств знаменует завершение антропогенеза, являющееся необходимым основанием для «возвращения» человека в первозданное состояние.

Ключевые слова: христианство, образ Бога, человек, антропогенез, душа, тело, эдемский человек, грехопадение.

Для цитирования: Казаков Е. Ф., Грицкевич Т. И., Логунова Л. Ю. К проблеме взаимосвязи христианского и эволюционного подходов в понимании антропогенеза // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 5. – С. 111–120, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-5-111.