УДК: 101.1:316 + 781.1
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-5-85

ЭФФЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МУЗЫКИ: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА

Г. Ю. Квятковский1, Е. Г. Прилукова2

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

1e-mail: kwiatkowski_geor@mail.ru

2e-mail: prilukova74@gmail.com

Д. В. Раковский3

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия

3e-mail: rakovsky_auto@mail.ru

Аннотация. Сегодня в науке все чаще актуальным объектом изучения становится цифровизация как вызов современному миру, представляющий собой не столько новые технологии и форму хранения и предъявления информации, сколько изменения и трансформации в сознании. С распространением цифровых технологий меняется искусство и появляется множество его новых форм создания, тиражирования и восприятия. Искусство приобретает «машинный» характер, что не могло обойти и музыку.

Процессы цифровизации коснулись искусства в 1960-х гг. Влияние цифровизации ощутили на себе композиторы и слушатели, получившие возможность интерактивного сотворчества, создания собственных музыкальных стримов, использования сервисов, создающих генеративную музыку и т.д. Одновременно влияние цифровизации стало предметом обсуждения в поле социальных и гуманитарных наук. При этом, приоритетными темами для обсуждения были музыкальное пиратство, создание и применение новых технологий сочинения и исполнения музыки, возможности манифестации интересов субкультур, предоставляемые новыми технологиями и т. д.

Проблема исследования обусловлена неполнотой знания о социальных эффектах цифровизации музыки. Целью исследования является апробация акторно-сетевой теории как инструмента описания взаимосвязей между музыкой как способом объективации коллективного опыта и трансформацией социокультурных межчеловеческих взаимодействий. Методологическими рамками исследования стали положения акторно-сетевой теории Б. Латура, экзистенциального анализа музыки и рефлексивные исследования музыкального опыта исполнителей современной музыки. Широко применяемые в исследованиях музыкальной индустрии положения франкфуртской школы представляются эвристически слабыми в силу политической ангажированности ее основателей и изменения природы политических противостояний, отражаемых в музыке.

Основной вопрос исследования связан с тем, как под воздействием цифровизации музыки изменяется характер человеческих взаимодействий, выстроенных на основании музыкального материала. Наиболее заметными эффектами цифровизации музыки являются создание иллюзии десакрализованной вечности, нарастание напряжения между техническими возможностями и внедискурсивным экспертным знанием, ведущее к элиминированию этого знания в области музыки в пользу природных музыкальных задатков, сужение диапазона репрезентации человеческого в музыке, выводящее на первый план текст, перевод музыки из разряда ценностей в разряд средств распространения идеологий, расширение иллюзорной свободы креативно музицирующего субъекта, закрепляющее негативное понимание свободы и зависимость человека от технореальности.

Ключевые слова: цифровизация, философия музыки, музыкальная индустрия, акторно-сетевая теория, социальные эффекты музыки, новые музыкальные практики.

Для цитирования: Квятковский Г. Ю., Прилукова Е. Г., Раковский Д. В. Эффекты и перспективы цифровизации музыки: взгляд философа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 5. — С. 85–92, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-5-85.


Error