УДК: 338.242.4
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-5-31

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

И. Н. Домнина1, Л. И. Маевская2

Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

1e-mail: indfin.61@mail.ru

2e-mail: milma47@mail.ru

Аннотация. Административное закрытие бизнеса, вызванное эпидемией коронавируса, отодвинуло вопросы количественного и качественного развития некрупного предпринимательства на неопределенное время. Особую актуальность в этих условиях приобретают задачи сохранения и выживаемости МСП в постпандемийный период, принятия новых стратегических решений как на федеральном, так и региональном уровнях власти, отличающихся от «пожарных» мер антикризисной поддержки 2020 года.

Целью исследования является выявление проблем в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне на основе анализа и оценки его динамики в докарантинном и в постпандемийном периодах, а также определение направлений ее трансформации. Для достижения поставленной цели рассмотрены законодательные новации в сфере малой экономики, проанализированы региональные программы антикризисной поддержки малого и среднего предпринимательства; оценены возможные перспективы развития малого и среднего предпринимательства в посткризисной экономике нашей страны, а также стратегические изменения в системе его государственной поддержки. В качестве научного инструментария были выбраны следующие общенаучные и специальные методы: системный, ретроспективный анализ, а также методы статистического обследования.

В работе сделан вывод об отсутствии значимого эффекта от тех законодательных новаций, которые были призваны переломить негативные тенденции в сфере малого бизнеса, сложившиеся в течение трех лет, предшествовавших введению ограничительных мер в экономике. Научной новизной отличается постановка вопроса о том, не станет ли применение антикризисной (затратной) модели поддержки МСП в постпандемийный период стратегией его развития в будущем. Результаты исследования направлены на выявление тех проблем, с которыми может столкнуться система государственной поддержки регионального малого и среднего бизнеса по мере выхода из пандемии, в частности, на обострении противоречия между сохранением антикризисных мер поддержки МСП и возможностями их финансирования за счет региональных бюджетов. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о необходимости смены конфигурации сложившейся системы поддержки некрупного бизнеса, опирающейся на методы прямого выделения бюджетных средств.

Результаты исследования могут быть применены при формировании стратегии развития некрупного предпринимательства в субъектах Федерации. В качестве практических рекомендаций представлены предложения об отказе от традиционных мер поддержки МСП в пользу перехода к формированию новой модели, центральное место в которой занимают современные бизнес-институты экосистемы некрупного предпринимательства.

Ключевые слова: некрупное предпринимательство, антикризисные меры, стратегия, нацпроект, институты, рыночная инфраструктура, региональные бюджеты, национальные цели развития.

Для цитирования: Домнина И. Н., Маевская Л. И. Трансформация стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в постпандемийный период // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 5. — С. 31–42. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-5-31.