УДК: 005.35(075.8)
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-5-93

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Д. А. Пустохин

Государственный университет управления, Москва, Россия

e-mail: dpustokhin@yandex.ru

И. В. Пустохина

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

e-mail: pustohina.iv@rea.ru

Аннотация. Статья посвящена одной из самых обсуждаемых тем нашего времени – корпоративной социальной ответственности (далее – КСО). Дискуссии о функциях бизнеса, его роли в развитии общества ведутся уже несколько десятилетий и не теряют своей актуальности и по сей день. Более того, реализация КСО предполагает выход за рамки установленных законом стандартов ведения бизнеса. Компании стремятся наладить отношения с обществом и инвестировать в его развитие, укреплять репутацию, гармонизировать так называемую «среду обитания». Однако социально ответственное отношение предполагает отвлечение части финансовых ресурсов для решения задач, которые не имеют прямого отношения к получению прибыли.

Стремление к процветанию в долгосрочной перспективе побуждает компании находить баланс между необходимостью инвестировать в социальную сферу и возможными экономическими результатами. Осознавая тот факт, что КСО может быть не просто «жестом доброй воли», но и серьезным инструментом конкуренции, компании активно включают ее принципы в корпоративную стратегию. Можно с уверенностью сказать, что КСО сегодня – это глобальное явление, практика, которая внедряется в странах с различным уровнем политического и социального развития.

В рамках данной статьи раскрывается концепция национальной модели КСО. В статье приводится сравнительный анализ национальных моделей КСО, разработанных в западных странах. Определены их основные сходства и различия. На основании результатов сравнительного анализа авторы предлагают рекомендации по формированию российской модели КСО для государственных структур, частного сектора, СМИ, общества в целом.

Ключевые слова: общество, бизнес, некоммерческие организации, корпоративная благотворительность, государственно-частное партнерство, критерии, социально ответственные инвестиции, корпоративная прозрачность, рекомендации.

Для цитирования: Pustokhin, D. A., Pustokhina, I. V. (2020) [National models of corporate social responsibility: comparative analysis]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 5, pp. 93–103. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-5-93.