УДК: 338
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-5-83

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ СТАРТАП-СТУДИЙ

А. Н. Попов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

е-mail: andrevonpopov@gmail.com

Аннотация. Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью поиска эффективных моделей развития корпоративных инноваций ввиду низкого уровня цифровизации российского бизнеса, негативной динамики удельного веса инновационных товаров и услуг в общем объеме проданных товаров/услуг. Также необходимость внедрения новых форм открытых инноваций подтверждается наличием таких негативно влияющих факторов, как многоступенчатость корпоративных бизнес-процессов и различие корпоративной и стартап культур.

Цель данного исследования состоит в выявлении преимуществ и ограничений модели корпоративной стартап-студии как новой формы осуществления корпоративных инноваций. Научную новизну составляет авторская классификация видов корпоративных стартап-студий, а также выявление преимуществ и потенциальных ограничений данной модели. В качестве методологической базы исследования были использованы методы на основе системного подхода, применены методы синтеза, индукции и приемы классификации.

На основании изучения организации и деятельности 15 корпоративных стартап-студий из Бельгии, Нидерландов, Германии, Франции, Норвегии, Дании, США, Мексики и России была сформирована классификация организационных форм корпоративных стартап-студий в зависимости от структуры владения капиталом и выявлены особенности каждой. Далее в работе была проанализирована ресурсная база, необходимая для создания и развития инновационных проектов внутри корпоративных стартап-студий. На основании приведенного обзора, анализа и классификации практик организации и деятельности зарубежных корпоративных стартап-студии автор идентифицирует и обосновывает преимущества и ограничения данной модели развития корпоративных инноваций. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве ориентира при внедрении новых моделей корпоративных инноваций. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на разработку прикладных моделей бизнес-процессов корпоративных стартап-студий, адаптированных под российские бизнес-реалии.

Ключевые слова: стартап-студия, корпоративная стартап-студия, венчурное строительство, открытые инновации, корпоративные инновации, входящие открытые инновации.

Благодарности. Выражаю благодарность за ценнейшие советы, терпение и сохранение веры в меня научному руководителю, кандидату экономических наук, доценту кафедры экономики инноваций Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Энговатовой А. А.

Для цитирования: Попов А. Н. Мировая практика организации корпоративных стартап-студий //Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 5. – С. 83–92. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-5-83.