УДК: 336.6
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-5-72

СТОИМОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕСОМ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

А. Г. Мнацаканян1, А. Г. Харин2

Калининградский государственный технический университет, Калининград, Россия

1e-mail: mag@klgtu.ru

2e-mail: aleksandr.harin@klgtu.ru

Аннотация. Цифровая экономика играет все более значимую роль в процессах социально-экономического развития. Поддержка этой тенденции и повышение вклада цифровизации для роста частного и общественного благосостояния возможны путем совершенствования методов и практик корпоративного управления. Одним из распространенных способов управления бизнесом является управление, основанное на стоимости. Однако в случае цифровой экономики применение стоимостных моделей управления компаниями сопряжено с определенными трудностями. Существует два типа проблем при реализации стоимостного управления цифровым бизнесом. Они обусловлены несовершенством методологии измерения, а также труднодоступностью и несопоставимостью информации.

Целью статьи является выработка подходов к управлению компаниями в условиях цифровизации экономики на основе их стоимости. Для этого выявляются и анализируются ключевые проблемы, возникающие в процессе применения в бизнесе цифровых технологий, рассматриваются особенности различных методов измерения стоимости и предлагаются пути совершенствования методологии оценки и управления стоимостью компаний, отражающие сущность цифрового бизнеса.

Научную основу работы составляют эмпирические и теоретические методы экономических исследований. В статье используются результаты работ аналогичной тематики и собственные разработки авторов, анализ и обобщение которых позволило получить новый взгляд на решение проблемы.

Результатом анализа стал вывод, что в эпоху цифровизации подходы к оценке и управлению стоимостью бизнеса претерпевают значительные изменения. Роль детерминант стоимости переходит к факторам, имеющим неосязаемую форму. Поэтому ключевым источником создания стоимости, роста богатства и благосостояния является способность компаний использовать возможности цифровых технологий, не забывая при этом об устойчивости бизнеса. Наилучшим решением является разработка такой системы управления, которая, с одной стороны, охватывала бы все основные операционные, финансовые и социальные аспекты деятельности компании, а с другой, учитывала особенности цифрового бизнеса. Сконструированная с учетом данных требований система предоставит в распоряжение менеджеров эффективный инструмент управления, обеспечивающий устойчивое развитие компании.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, стоимость, методы управления, модели оценки стоимости.

Для цитирования: Мнацаканян А. Г., Харин А. Г. Стоимостный подход к управлению бизнесом в эпоху цифровизации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 5. – С. 72–82. DOI: 10.25198/2077-7175- 2020-5-72.