УДК: 303.01
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-5-146

ПИТЕР БЕРГЕР И ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Е. А. Тимощук

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Владимир, Россия

e-mail: timoshchuk-ea@ranepa.ru

Аннотация. Феноменологическая парадигма в социокультурных исследованиях – это эстафета Э. Гуссерль – А. Шюц – Т. Лукман и П. Бергер. Несмотря на различие социологии и феноменологии, акцент на конструировании, биографистике, историческом контексте, субъективности и переживании только дополняет количественные исследования необходимым качеством человечности. Сегодня, когда технократизм становится ведущим направлением, когда говорят о нейроповороте в науке и социальных практиках, нужно отдать должное феноменологии за её мужество социокультурного субъективизма и актуализацию философии сознания. Наукометрическое поглощение субъекта – это опасный путь дефляции философии, её редукции до функционального обеспечения интерфейса «мозг-машина». Изучение наследия Питера Бергера в этой связи позволяет уйти от обезличенности и дать социально-исторический контекст жизненного мира субъекта в его ситуации «работа», «игра», «мечта», «фантазия».

Объектом изучения является модель социокультурного и антропологического мира, сконструированная Питером Людвигом Бергером. Предметом исследования выступает теоретический каркас феноменологии общества и культуры. Основные положения социокультурной феноменологии Бергера: 1) секуляризация имеет неоднородную пористую структуру, 2) в условиях капитализма трансцендендирование возможно как личная духовная практика; 3) плюрализм социальных порядков и глобализация служат основанием для сдержанных прогнозов в отношении общества будущего; 4) столкновение бюрократии и приватного снимается повседневностью смыслогенерации. Занимаясь вопросами приватизации религии, теорией модернизации, социологией знания, социокультурная феноменология Бергера превращает обыденность в увлекательный научный квест. Он легко переходит от конкретного к абстрактному и наоборот, но не бросает читателя в пучину безжизненных пресных идей. Одновременно с этим, социолог даёт понять, что готов изменить своё мнение, он не закрывает нас в жёсткой конфигурации идей, а оставляет читателя в реальности бутстрапа.

Бергер оставался на феноменологических позициях, описывая социальные структуры в терминах конструирования, типизации, коллективного понимания, легитимизации социальной памяти, горизонтов реальности, хабитуализации смыслов, реификации значений, опредмечивания жизненного мира утопий. Основные выводы. Социокультурная феноменология П. Бергера позволяет ценностно соотнести жертвы, на которые идут капитализм и коммунизм для выстраивания социального порядка. Его феноменология выступает методом контекстного соотнесения разных социальных миров – науки и религии, мирского и трансцендентного, личного и коллективного. Бергерианский социокультурный субъективизм противостоит низведению философии до информационного обеспечения техногенного общества и обслуживания науки.

Ключевые слова: феноменология культуры, социокультурная феноменология, феноменология религии, десекуляризация, глобализация, модернизация, Бергер, Лукманн, Гуссерль.

Для цитирования: Timoshchuk, E. A. (2020) [Peter Berger and his sociocultural-phenomenological research]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 5, pp. 146–151. DOI: 10.25198/2077- 7175-2020-5-146.