УДК: 141.3
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2020-5-134
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Б. В. Кабылинский
Финансовая Академия Республики Казахстан, Нур-Султан, Казахстан
e-mail: vice-rectoric@fin-academy.kz
Аннотация. В системе высшего философского образования конфликтная тематика преимущественно наделена акцидентальным статусом и не получает детальной проработки. Во многом это вызвано методологическим несовершенством системы знания о феномене конфликта. Соответственно, методики преподавания конфликтной теории в философском ракурсе выстраиваются на теоретическом фундаменте, заимствованном из смежных отраслей знания. В данной связи приходится констатировать, что текущее положение дел является неудовлетворительным и нуждается в оптимизации и корректировке.
В статье формулируется основной методологический принцип современной эпистемологии конфликта и основные элементы профильной структуры философского знания.
Цель статьи – рассмотреть сценарии использования эпистемологического потенциала теории конфликта для оптимизации системы высшего философского образования.
В соответствии с логикой построения статьи, эпистемология конфликта должна исходить из принципа телесной интеграции субъекта в окружающий его мир. Понимание того, что мое тело принадлежит мне и может быть рассмотрено в целом и по частям, наводит на мысль о том, что восприятие окружающего мира подчиняется тем же законам. При этом познающий субъект захватывает собственное тело под определенным углом зрения, в частности, нос всегда перед глазами, а спина скрыта от взгляда. Несмотря на такое положение тела в пространстве, сознание усваивает, что тело всегда мое, хотя и не может быть охвачено полностью, даже с помощью таких приспособлений, как зеркало или фотоаппарат. Соответственно, окружающий мир также можно постигать по аналогии с телом, пусть многое всегда находится за пределами Ego cogito. Необходимо четко осознавать, что в XXI веке тело человека обретает новое место в культурных и социальных процессах.
С учетом вышесказанного, термин «эпистема» следует включить в структуру знания теории конфликта в качестве одной из фундаментальных категорий, которые могут быть положены в основу системы высшего философского образования по данному профилю.
Ключевые слова: эпистема, конфликт, образование, эпистемологическая программа, постсовременность.
Для цитирования: Кабылинский Б. В. Эпистемология конфликта в системе философского знания // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 5. – С. 134–139. DOI: 10.25198/2077-7175-2020-5-134.