УДК: 629.083
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-4-76
EDN: CIFCZJ

МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ КЛАПАННОГО ЗАЗОРА В МЕХАНИЗМЕ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Е. А. Белозерцев1, Е. А. Ижбулдин2, В. И. Кочергин3
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
1e-mail: belozercevjoni911@gmail.com
2e-mail: izhbuldinea@mail.ru
3e-mail: vkplus2011@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследований обусловлена проблемами организации авторемонтного производства в современных условиях, связанных с трудностью логистики и высокой стоимостью зарубежных запасных частей, что подтверждается анализом отечественных и зарубежных литературных источников. Особое значение в этом случае приобретают методики оптимизации баланса затрат на выполнение ремонтно-восстановительных воздействий и замену дефектных деталей. Целью работы является повышение качества ремонта подвижного состава автомобильного транспорта на основе применения методов восстановления размерных связей. Данное исследование призвано заполнить существующий пробел в знаниях, вызванный отсутствием методик восстановления конкретных ремонтных связей. Использование в авторемонтном производстве новых деталей наряду с восстановленными или бывшими в эксплуатации вызывает необходимость более широкого применения методов оптимизации предельных значений износов и процессов восстановления элементов размерной цепи. Материалы и методы исследования представлены примером разработки методики восстановления необходимых параметров размерных связей при регулировке величины клапанного зазора, поскольку тепловой зазор в механизме газораспределения двигателя внутреннего сгорания является важным элементом, влияющим на эффективность эксплуатации автомобильного двигателя. Научная новизна работы заключается в исследовании двух различных потенциально пригодных для реализации в ремонтном производстве способов восстановления размерных связей при уменьшении клапанного зазора путем механической обработки внешних или внутренних контактных поверхностей толкателей автомобильных двигателей. Исследования проведены применительно к широко распространенному у автомобильных двигателей с верхним расположением распределительных валов уменьшению зазора в условиях эксплуатации, так как уменьшение клапанного зазора в большей степени, чем его увеличение, влияет на эффективность эксплуатации машин. Приведено уравнение размерной цепи клапанной группы, в которой клапанный зазор является замыкающим звеном. В результате последовательного дискретного снятия по¬верхностных слоев металла толкателей с шагом 0,05 мм и измерения твердости поверхностных слоев установлено, что данный подход к восстановлению ремонтных связей может быть рекомендован к использованию в авторемонтном производстве, причем более предпочтительным способом является регулировка клапанного зазора путем шлифования наружной поверхности толкателей. Полученные данные могут служить основой для дальнейших исследований в области разработки комплекса технологий восстановления конкретных размерных цепей при использовании ремонтных комплектов, включающих детали с различной точностью изготовления или бывшие в эксплуатации.

Ключевые слова: авторемонтное производство, автомобильный двигатель, газораспределительный механизм, клапанный зазор, толкатель, размерная цепь.

Для цитирования: Белозерцев Е. А., Ижбулдин Е. А., Кочергин В. И. Методика восстановления размерных связей при регулировке клапанного зазора в механизме газораспределения автомобильного двигателя внутреннего сгорания // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 4. – С. 76–85. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-4-76.


Литература

  1. Аверченков В. И., Васильев А. С., Хейфец М. Л. Технологическая наследственность при формировании качества изготавливаемых деталей // Наукоемкие технологии в машиностроении. – 2018. – № 10. – С. 27–32.
  2. Брылев А. В., Лизунов И. В., Николусь А. А. Влияние технологической наследственности на точность получения размеров при механической обработке деталей машин // Главный механик. – 2022. – № 1. – С. 58– 70. – https://doi.org/10.33920/pro-2-2201-06.
  3. Карепин П. А. Математические основы теории размерных цепей при технологическом и метрологическом обеспечении качества изделий. – Москва: Информагротех, 1999. – 324 с.
  4. Катаргин В. Н., Писарев И. С. Ремонт агрегатов автомобилей управлением точностью размерных связей // Автомобильная промышленность. – 2008. – № 3. – С. 27–29.
  5. Катаргин В. Н., Хмельницкий С. В. Обоснование выбора вида ремонта агрегатов транспортных средств на основе технико-экономической оценки, полученной на интегральной размерной модели // Вестник ИрГТУ. – 2015. – № 2(97). – С. 150–156.
  6. Михлин В. М., Дорогой В. Н. Метод определения допускаемых износов деталей, обеспечивающий повышение их безотказности // Вестник машиностроения. – 2008. – № 7. – С. 11–14.
  7. Размерный анализ технологических процессов восстановления деталей машин / Ю. А. Харламов [и др.] // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2021. – № 7(734). – С. 37–47. – https://doi.org/10.18698/0536-1044-2021-5-37-47.
  8. Ситников А. А., Собачкин А. В., Камышов Ю. Н. Проектирование технологических процессов изготовления и ремонта деталей с износостойкими покрытиями // Наукоемкие технологии в машиностроении. – 2019. – № 2. – С. 29–36. – https://doi.org/10.30987/article_5c486cc46295f0.57582754.
  9. Способы восстановления деталей в ремонтном производстве / А. Б. Истомин [и др.] // Главный механик. – 2021. – № 6. – С. 59–73. – https://doi.org/10.33920/pro-2-2106-05.
  10. Технологическая наследственность в машиностроительном производстве / А. М. Дальский [и др.]. – Москва: Изд-во МАИ, 2000. – 360 с.
  11. Формализация потребности в запасных частях при эксплуатации автотранспортных средств / В. М. Терских [и др.] // Вестник ИрГТУ. – 2017. – Т. 21, № 3(122). – С. 174–183. – https://doi.org/10.21285/1814-3520-2017-3-174-183.
  12. Katargin V. N., Terskikh V. M. (2012) Improving the efficiency of Maintenance and Repair on Enterprises official Dealers using the automated System inventory Management, Czasopismo Techniczne, Politechniki Krakowskiej. Vol. 4, No. 9, pp. 181–185.
  13. Katargin V., Pisarev I., Khmelnitskiy S. (2013) Supporting Model of Decision-Making on Advisability to Carry on the Repair-and-Renewal Operations. International Conference on Transport Means, Kaunas Univ Technol, pp. 304–307.
  14. Kochergin V. et al. (2021) Optimization of technical monitoring processes. TransSiberia 2020 Conference, Transportation Research Procedia, 54, pp. 166–172. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2021.02.061.
  15. Lealin S. (2024) Comparison and Evaluation of classical Methods of dimensional Chains Theory and their modern Analogues, Journal of Engineering Science, 30(4), pp. 20–30. – https://doi.org/10.52326/jes.utm.2023.30(4).02.
  16. Schleich B., Wartzack S. (2014) A discrete geometry Approach for tolerance Analysis of Mechanism, Mechanism and Machine Theory, 77, pp. 148–163. – https://doi.org/10.1016/j.mechmachtheory.2014.02.013.