УДК: 101.9+001.83
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-4-86
EDN: ZOSLDG
ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА Д.В. ПИВОВАРОВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
И. А. Беляев
Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
e-mail: igorbelyaev@list.ru
А. М. Максимов
Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Россия
e-mail: maksimov_a_m@mail.ru
Аннотация. Актуальность разрабатываемой проблемы обусловлена тем, что, с одной стороны, исследованию философских школ в современной литературе уделяется довольно существенное внимание. Однако, с другой стороны, во взглядах представителей философской общественности порой наблюдаются определенные разногласия. Одни полагают, что, по мере развития философии, ее школы постепенно утрачивают свою значимость. Другие же, отрицающие представления такого рода, считают, что если в процессе функционирования школы соблюдаются определенные правила, то в ее границах порождаются новые знания, обогащающие человечество. Цель исследования, имеющего историко-философский характер, заключается в том, чтобы, учтя наиболее значимые и эвристически ценные мысли различных авторов, отразить процесс формирования философской школы Д. В. Пивоварова, описать ее современное состояние и выявить перспективы дальнейшего развития. Опираясь на принципы целостности, системности и историзма, используя в своих изысканиях методы анализа, синтеза и экстраполяции, мы стремились раскрыть многомерную одаренность этого необыкновенного человека, способного, впитав все самое лучшее от своих учителей, находить счастье в процессе научного творчества, выявлять и поднимать фундаментальные философские проблемы и приобщать к этому других. В работе обращается внимание на вклад Даниила Валентиновича в обогащение философской мысли, который настолько весом, что не ограничивается созданием только официально утвержденной философской школы «Синтетическая парадигма философии». Среди философов сложилось представление о том, что Пивоваров является и основателем уральской религиоведческой школы. Изучая его философскую биографию по возможности беспристрастно, мы стремились показать, что данное представление имеет под собой самые прочные основания и Даниилу Валентиновичу удалось поднять и донести до специалистов злободневные, подчас уникальные пласты знания и в сфере религиоведения: должной научной новизной обладают его работы учебной и теоретической направленности, диссертационные исследования его аспирантов и докторантов. Изменяющаяся специфика направленности изысканий Даниила Валентиновича прослеживается и в переименованиях возглавляемой им кафедры и подготовке соответствующих квалифицированных специалистов. Значительное место в нашем исследовании отводится анализу потенциала развития Пивоваровской школы и условий его реализации. Обращается внимание на то, что богатое идейное наследие Даниила Валентиновича во многом остается недооцененным; при этом, зачастую, упускаются из виду и оригинальные, несущие научную новизну идеи его учеников. Авторы статьи считают, что успешное развитие школы во многом зависит от сплоченности ее членов. Духовное наследие Даниила Валентиновича Пивоварова является той базой, которая дает основания полагать, что его философская школа будет развиваться и далее. Её представители либо сплотятся вокруг нового лидера, либо, опираясь на идеи своего учителя, станут формировать новые философские школы.
Ключевые слова: Д. В. Пивоваров, научная школа, философская школа, лидер научной школы, видимая философская школа, невидимая философская школа.
Для цитирования: Беляев И. А., Максимов А. М. Философская школа Д. В. Пивоварова: современное состояние и потенциал развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 4. – С. 86–97. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-4-86.
Литература
- Беляев И. А., Максимов А. М. Влияние творчества Д. В. Пивоварова на развитие философской мысли // PIVOVAROV-READINGS II: Религия. Человек. Цифровизация: процессы дифференциации и синтеза знания: сборник статей второй научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 29–30 октября 2021 года. Екатеринбург: Деловая книга, 2022. – С. 4–8. – EDN: SULGIY.
- Бряник Н. В. Научная школа в области философских наук «Диалектика и теория познания»: основатели М. Н. Руткевич и И. Я. Лойфман, руководитель В. В. Ким // Эпистемы: сборник научных статей. Том Выпуск 7. Екатеринбург: Ажур, 2012. – С. 4–14. – EDN: WGAHKJ.
- Драч Г. В. Ростовская философская школа: научные идеи и основания // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2015. – № 3(187). – С. 38–43. – EDN: UMEFGH.
- Емельянов Б. В., Русаков В. М. Уральская философская школа: 1965-2005 гг. : монография. Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2005. – 122 с. – EDN: TNGNFM.
- Кванина В. В. Понятие и признаки научной школы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2016. – № 11(27). – С. 37–42. – https://doi.org/10.17803/2311-5998.2016.27.11.037-042. – EDN: YJGXAH.
- Корнилов С. В. Философская школа Московской Духовной Академии: В. Д. Кудрявцев-Платонов // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2018. – Т. 16, № 1–2. – С. 11. – https://doi.org/10.24411/2227-9490-2018-11061. – EDN: OZEPAG.
- Кузнецова О. В., Шумкова В. А. Биография и полный список публикаций Пивоварова Даниила Валентиновича (1943-2016) // 30 лет кафедре религиоведения Уральского федерального университета: сборник научных статей. Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2017. – С. 10–53. – EDN: YFYFCJ.
- Лившиц Р. Л. Талант доброты. Заметки о Дане Пивоварове // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 10. – С. 8–10. – EDN: YMETZP.
- Лукьянов А. Е. Феномен китайской философской школы // Моя вторая родина Китай: Книга памяти об академике М. Л. Титаренко. Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2018. – С. 292–319. – EDN: POECFJ.
- Мартишина Н. И. К истории сибирской философской школы // Идеи и идеалы. – 2015. – Т. 1, № 3(25). – С. 72–81. – EDN: ULJPYF.
- Мартишина Н. И. Философ и философская школа в современном мире // Реальность. Человек. Культура: мыслитель в современном мире : Материалы Всероссийской научной конференции, Омск, 16 ноября 2018 года. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2018. – С. 87–91. – EDN: VNMVNL.
- Медведев А. В. Даниил Пивоваров: человек, ученый, друг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. – № 10. – С. 4–7. – EDN: YMETZF.
- Научные школы Уральского федерального университета: энциклопедия / под общей редакцией проф. В. В. Запария. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. – 512 с. – EDN: UEGCWS.
- Носитель идеального образа. Образ философа в рефлексиях учеников : Сборник научных статей, посвященный 60-летию Заслуженного Деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора Д. В. Пивоварова (Екатеринбург, 29 октября 2003 г.). Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2003. – 95 с. – EDN: TZPTGF.
- Пивоваров Д. В. О сциентистском культе «Избранного ученого» // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2011. – № 3(14). – С. 85–91. – EDN: ONQRXB.
- Полтавцева Н. Г. «Невидимые колледжи» / «воображаемые сообщества» // Труды Русской антропологической школы. – 2013. – № 12. – С. 90–98. – EDN: PZTHUD.
- Рудаков С. И. О пермской философской школе (к 70-летию профессора В. В. Орлова) // Новые идеи в философии. – 2002. – № 11. – С. 139–142. – EDN: WJCGMM.
- Свешников А. В. Научная школа как конструкция. О приемах формирования петербургской школы медиевистов начала XX века // Journal of Modern Russian History and Historiography. – 2012. – Т. 5, № 1. – С. 121–158. – https://doi.org/10.1163/22102388-00500005.
- Смирнов С. А. Научные сообщества: от Кружка к институции (на материале научных школ в философских науках) // Философия науки. – 2021. – № 3(90). – С. 48–75. – https://doi.org/10.15372/PS20210304. – EDN: THJZII.
- Фархитдинова О. М. Предисловие // PIVOVAROV-READINGS II: Религия. Человек. Цифровизация: процессы дифференциации и синтеза знания: сборник статей второй научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 29-30 октября 2021 года. Екатеринбург: Деловая книга, 2022. – С. 3.
- Boychenko M. I. (2012) Philosophical reinterpretation of the concept of «Scientific School» and scientific heritage I. V. Boychenko. Humanitarian Studios. – № 14. – pp. 66–73. (In Ukr.).
- Crane D. (1972) Invisible Colleges; Diffusion of Knowledge in Scientific Communities. Chicago: University of Chicago Press, 213 p. (In Eng.).