УДК: 656.073.7
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-58

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ТРАНСПОРТНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В. Н. Мукаев
ООО «Транспортная компания „ПассажТранс”», Магнитогорск, Россия
e-mail: mukaev.vn@gmail.com

Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена стремлением собственников металлургических предприятий повысить эффективность транспортного обслуживания производственных процессов. Надёжность транспортного обслуживания металлургического производства, как правило, обеспечивается избыточной провозной способностью автопарка, что снижает производительность подвижного состава и эффективность его эксплуатации. Это происходит вследствие вынужденных простоев на линии, несоответствия технических параметров автомобилей весогабаритным характеристикам перевозимых грузов, больших холостых пробегов. Ситуация осложняется особенностью автотранспортного обслуживания металлургического производства, состоящая в том, что большая часть автопарка состоит из специализированной или переоборудованной для нужд производственных цехов техники, а его выпуск на линию и режим эксплуатации определяется ритмом работы металлургических агрегатов.

Результативным решением обозначенной проблемы является автоматизация мониторинга потерь провозной способности автопарка на основе использования цифровых систем управления транспортной деятельностью (Transportation Management System, TMS). Однако для цифровизации перевозок необходимо исследовать влияние параметров транспортного процесса на производительность автомобилей и себестоимость перевозок технологических грузов металлургического производства, для чего требуется разработать математический аппарат количественной оценки потерь провозной способности автопарка и методику повышения производительности автомобилей.

В этой связи можно утверждать, что цель настоящего исследования, состоящая в разработке математического аппарата количественной оценки потерь провозной способности автопарка и методики повышения производительности автомобилей, направлена на решение актуальной научно-практической задачи.

Теоретические исследования выполнены на основе анализа научной и нормативно-технической литературы, системного, факторного и технико-экономического анализа, математического моделирования, экспертных оценок. Экспериментальные исследования выполнялись в условиях действующих автотранспортных предприятий с использованием методов математической статистики, компьютерного моделирования, натурных наблюдений.

Основными результатами, имеющими научную новизну, являются: математические модели расчёта провозной способности автопарка при перевозке технологических грузов и показатели количественной оценки потерь провозной способности. Практическая значимость полученных результатов обеспечивается предложенной методикой повышения производительности автомобилей при транспортном обслуживании металлургического предприятия.

Дальнейшие исследования предполагается вести в направлении развития цифровых систем управления автомобильными перевозками.

Ключевые слова: грузовые перевозки, производительность автомобилей, автомобильный транспорт, провозная способность автопарка.

Для цитирования: Мукаев В. Н. Методика повышения производительности автомобилей при транспортном обслуживании металлургического предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 4. – С. 58–71, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-58.