УДК: 656.13
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-44

КРИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ И ИНТЕРВАЛЫ СЛЕДОВАНИЯ ИЗ ОЧЕРЕДИ НА ДВУХПОЛОСНЫХ КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

Н. М. Каримов1, А. Ю. Михайлов2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия
1 e-mail: newday-87@mail.ru
2 e-mail: 89148701840@mail.ru

Аннотация. В последнее десятилетие в Российской Федерации для кольцевых пересечений дорог общего пользования разработан целый ряд методических и нормативных документов. Вместе с тем в городах Российской Федерации проектируются и эксплуатируются двух и трехполосные кольцевые пересечения, для которых пока не разработаны руководства, учитывающие особенности функционирования таких пересечений. Разработка таких документов предполагает определение всех характеристик многополосных кольцевых пересечений, используемых в последовательных расчетах пропускной способности, задержек и длины очередей.

Цель исследования – разработка методики оценки пропускной способности многополосных кольцевых пересечений. На данном этапе выполнено исследование по определению значений критических интервалов и интервалов следования из очередей для двухполосных кольцевых пересечений.

Методика исследований. Обрабатывалась видеосъемка кольцевых пересечений, расположенных в городах Братск, Петрозаводск, Псков. На каждой полосе кольцевой проезжей части фиксировались интервалы в потоке, измеряемые между передними бамперами транспортных средств. Отмечались принятые и отвергнутые интервалы, а также количество транспортных средств, использовавших принятые интервалы. Определение критических интервалов и интервалов следования из очереди выполнялось с использованием линейных регрессионных моделей.

Результаты исследования. Установлено, что значения критических интервалов и интервалов следования у левых и правых полос входов на двухполосные кольцевые пересечения имеют разные значения. Эти результаты подтверждают необходимость применения методов расчета пропускной способности, рассматривающих каждую из полос входов на многополосные кольцевые пересечения в отдельности.

Задачи дальнейших исследований. Дальнейшие исследования будут посвящены установлению критических интервалов и интервалов следования из очереди для трехполосных колец. Также предстоит установить влияние интенсивности движения на распределения интервалов в потоках на двух и трехполосных кольцевых проезжих частях. Последовательное решение перечисленных исследовательских задач позволит сформировать методику расчета всех характеристик функционирования городских многополосных кольцевых пересечений.

Ключевые слова: двухполосные кольцевые пересечения, конфликтные точки, критические интервалы, интервалы следования из очереди, регрессионный анализ.

Для цитирования: Каримов Н. М., Михайлов А. Ю. Критические интервалы и интервалы следования из очереди на двухполосных кольцевых пересечениях // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 4. – С. 44–57, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-44.