УДК: 338.242
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-42

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ И ПРОДУКТОВ РЕГЕНЕРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

М. С. Арбатский

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: algenubi81@mail.ru

А. С. Воронов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

e-mail: voronov@spa.msu.ru

Аннотация. Регенеративная медицина (далее — РМ) является стремительно развивающимся направлением биомедицины. Основными инструментами РМ являются клеточная терапия, генная терапия и тканевая инженерия. Как любое инновационное направление, РМ на пути развития должна будет преодолеть такие барьеры, как недостаточность финансирования, неразвитость инфраструктуры, неготовность рынка и потребителей к продуктам и услугам с неизвестными характеристиками и т. д. Актуальность статьи заключается в отсутствии среди научных публикаций работ по поиску успешных примеров продвижения продуктов и услуг РМ, что крайне важно для перенимания опыта и эффективного развития этого направления. Целью статьи является изучение успешного опыта стратегии развития биомедицинских компаний, продвигающих продукты и услуги РМ. Выбор компаний для анализа и выработки стратегии крайне ограничен. Поэтому для изучения положительного опыта были выбраны две дочерних компании одного крупного холдинга ПАО «ИСКЧ». В состав холдинга входит ООО «НекстГен», продвигающее генотерапевтический препарат «Неоваскулген» и ООО «Витацел», представившее услугу клеточной терапии SPRS. Поскольку консолидированную отчетность всего холдинга нельзя использовать для анализа входящих в него предприятий, расчеты проводились по бухгалтерской отчетности, размещенной в системе «Спарк-интерфакс». Консолидированные годовые отчеты ПАО «ИСКЧ» и бухгалтерские отчеты независимой аудиторской компании использовались для изучения стратегии развития, планов по развитию, анализа конкурентной среды, оценки рисков и выводов руководства холдинга о достигнутых результатах. Для оценки финансового статуса компании использовались стандартные группы показателей, характеризующих финансовые результаты, рентабельность, уровень деловой активности, финансовую устойчивость и ликвидность. Проведенный анализ позволил выделить важные элементы успешного развития компании в области РМ. Научная новизна исследования заключается в детальном анализе успешной стратегии, выделении ключевых факторов успеха специфичных для направления РМ и их сопоставление с изменениями в финансовой отчетности. Полученные результаты могут быть использованы начинающими компаниями как руководство по развитию. Автором будет продолжен поиск новых примеров успешного развития компаний в данной области, а также будет проводиться наблюдение за вновь появляющимися компаниями с целью сравнения. Статья может быть полезна студентам факультетов управления инновациями, медицинских факультетов, сотрудникам научных лабораторий, занимающихся разработкой продуктов РМ, а также специалистам центров трансфера технологий.

Ключевые слова: управленческие решения, антикризисные инструменты, анализ финансовых показателей, отраслевая стратегия, регенеративная медицина.

Для цитирования: Арбатский М. С., Воронов А. С. Формирование стратегии продвижения услуг и продуктов регенеративной медицины // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 4. — С. 42–50, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-42.