УДК: 656.072
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-116

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Д. А. Дрючин1, С. В. Горбачёв2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

1 e-mail: dmi-dryuchin@yandex.ru

2 e-mail: avtog12@mail.ru

Аннотация. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль в жизни современного общества, удовлетворяя транспортные потребности практически всех отраслей экономики и населения. Массовая автомобилизация привела к возникновению ряда проблем, острота которых возрастает с каждым днём. Наиболее актуальными являются проблемы, обусловленные отрицательным воздействием автотранспорта на окружающую среду, и проблемы, связанные с выделением парниковых газов, приводящих к изменению климата в планетарных масштабах.

По мнению многих специалистов, одним из наиболее сложных и перспективных методов, позволяющих снизить остроту обозначенных проблем, является применение сжиженного природного газа в качестве автомобильного топлива.

Научные и прикладные разработки в указанном направлении во многом носят инновационный характер. Оценка технико-экономических показателей их практической реализации позволит определить область эффективного применения и выявить ключевых потребителей данной топливно-энергетической схемы.

Целью проводимого исследования является повышение эффективности эксплуатации автотранспортных средств на основе результатов анализа технико-экономических показателей применения сжиженного газа, в качестве автомобильного топлива.

Достижение обозначенной цели обеспечивается за счёт решения таких задач, как: анализ технологических и технико-экономических параметров применения сжиженного метана; разработка алгоритма проведения технико-экономического анализа, формализация входных данных и параметров; апробация разработанного алгоритма на практике, получение результатов технико-экономического анализа; обобщение полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Ввиду отсутствия накопленного опыта практической эксплуатации автотранспортных средств с использованием сжиженного метана, в работе применены методы математического моделирования объекта исследования и многокритериального анализа, проведённого в отношении данных, полученных по результатам моделирования.

Основным результатом исследования является установленная многомерная область, определяемая сочетанием таких ключевых параметров, как стоимость топлива, стоимость транспортного средства, его годовой пробег и др.

Указанные многомерные области составляют научную новизну результатов выполненного исследования. Наложение выявленной многомерной области на область, сформированную на основе анализа структурных параметров регионального парка автотранспортных средств, позволяет определить ключевых потребителей и сформировать данные, необходимые для определения инфраструктурных параметров, обеспечивающих реализацию рассматриваемой технологии.

Одним из перспективных направлений дальнейших исследований в рамках обозначенной тематики является разработка методики формирования инфраструктурных параметров, обеспечивающих эффективное применение сжиженного метана в качестве автомобильного топлива.

Ключевые слова: газомоторное топливо, сжиженный газ, метан, техническая эксплуатация автомобилей, технико-экономические показатели, автотранспортное средство, автотранспортное предприятие.

Для цитирования: Дрючин Д. А., Горбачёв С. В. Технико-экономический анализ применения сжиженного природного газа на автомобильном транспорте // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 4. — С. 116–127, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-116.