УДК: 656.1
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-104

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА С УЧЁТОМ УСЛОВИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

С. А. Вахрушев1, Б. С. Трофимов2, Л. С. Трофимова3

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск, Россия

1e-mail: cv-omsk@yandex.ru

2e-mail: trofim_bs@mail.ru

3e-mail: trofimova_ls@mail.ru

Аннотация: Введение. Акцент сделан на решении проблемы планирования показателей работы подвижного состава в деятельности транспортных подразделений предприятий по добыче нефти и газа с учётом условий Крайнего Севера (Республика Саха (Якутия)). Выявлены отличия фактических показателей работы подвижного состава при перевозке грузов от плановых, которые составляют более 30% за месяц и приводят к не выполнению планов по добыче нефти и газа предприятиями основного производства. Целью исследования является разработка математической модели для планирования показателей работы подвижного состава с учетом условий Крайнего Севера.

Материалы и методы. Для математического моделирования применяются современные научные методы текущего планирования работы автотранспортных предприятий, позволяющие выполнять расчет показателей по типоразмерам подвижного состава; методы теории вероятностей, математической статистики, направленные на определение закономерности изменения вероятностных плановых показателей в условиях Крайнего Севера; методы булевой алгебры для формирования ограничений по назначению подвижного состава на перевозку грузов с учетом практики совместной работы подвижного состава и специальной техники и по требованиям к обеспечению работоспособного подвижного состава.

Научная новизна представлена в виде разработанной математической модели, учитывающей совокупное влияние вероятностных технико-эксплуатационных показателей, вызванное суровыми условиями эксплуатации Крайнего Севера на плановые показатели обеспечения работоспособного состояния подвижного состава и перевозок грузов.

Дальнейшие исследования будут направлены на определение вероятностных показателей в математической модели для планирования показателей работы подвижного состава с учётом условий Крайнего Севера.

Новые научные результаты выражены математически в виде совокупности ограничений для получения минимальных затрат при работе подвижного состава и получены на основе исследования практики эксплуатации подвижного состава в суровых условиях Крайнего Севера. Применение математической модели в планировании работы подвижного состава транспортных подразделений предприятий по добыче нефти и газа позволяет учитывать перевозку грузов по сформированным маршрутам; периоды работы специальной техники и их взаимосвязь с периодом работы подвижного состава; периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию и их влияние на работоспособность подвижного состава в суровых условиях Крайнего Севера; потребность в перевозках грузов.

Ключевые слова: подвижной состав, условия Крайнего Севера, машино-часы работы, выработка, работоспособное состояние подвижного состава.

Благодарности. Авторы выражают благодарности редакции журнала «Интеллект. Инновации. Инвестиции» и рецензентам статьи.

Для цитирования: Вахрушев С. А., Трофимов Б. С., Трофимова Л. С. Математическое моделирование производственных показателей работы подвижного состава с учетом условий Крайнего Севера // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2022. — № 4. — С. 104–115, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-104.