УДК: 130.2
https://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-4-95

ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА

С. Н. Оводова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия

e-mail: snovodova@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследовательского интереса к процессам глобализации обусловлена его междисциплинарным характером. Наибольшая активность авторов сосредоточена в области политико-экономического дискурса глобализации. При этом оценки глобализации разнятся вплоть до противоположных, отсутствует единство взглядов и по определению термина «глобализация». Решение вопросов, какие процессы могут быть осмыслены в рамках концепта глобализации, а какие нет, осложняется убежденностью исследователей о парадоксальности глобализации. В актуальном политико-экономическом дискурсе сосуществуют, по крайней мере, два концепта «парадокса глобализации» — Джона Несбита и Дени Родрика. Целью настоящего исследования является преодоление рассогласованности исследовательских практик глобализации посредством обращения к культурфилософской рефлексии базовых, неотъемлемых свойств европейского духа, состоявшейся в первой половине XIX века. На основе анализа исследовательских подходов критиков и сторонников Просвещения, Г. Гегеля, Г. фон Харденберга (Новалиса), О. Шпенглера в статье определяются основные исследовательские позиции в интерпретации пер¬венства европейского духа. С использованием классической философской методологии проводится анализ отечественной философской рецепции данных исследовательских позиций. В результате исследования обосновывается вывод о наличии теоретического и методологического фарватера в осмыслении процессов глобализации, сформированного европейской культурфилософской традицией. Парадоксы глобализации при данном подходе обнаруживают устойчивую связь и узнаваемые черты с принципиальными позициями европейской философии культуры, видящей основания европейской гегемонии либо в христианской вере (Новалис), либо в европейской рациональности (Гегель), что составляет основную научную новизну проведенного исследования, имеющую практическую значимость как для глобалистики, так и для философии культуры. Глобалистика приобретает устойчивые, проработанные в философии культуры основания, философия культуры получает выход на новое «всеобщее» — современный разнонаправленный мир, в рамках которого культурные процессы не могут быть обособленны от политико-экономической реальности. Идея, что кризис европейской цивилизации, «заката Европы» связывается либо с утратой веры, либо с падением роли знания, нуждается в дальнейшей теоретико-методологической проработке, также актуализированной со стороны современного политико-экономического дискурса глобализации.

Ключевые слова: культурфилософский подход, философия культуры, глобализация, политико-эконо¬мический дискурс глобализации, просвещение, христианство, европейская рациональность. Благодарности. Исследование проводилось при поддержке гранта Президента РФ, проект МК-1512.2020.6.

Для цитирования: Оводова С. Н. Парадоксы глобализации: культурфилософский анализ полити¬ко-экономической традиции изучения феномена // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 4. — С. 95–101. DOI: 10.25198/2077-7175-2021-4-95.